Искусство. Живопись.

ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Египетское искусство: изображение бога-суверена

Гигантские творения египетской цивилизации, пирамиды, несомненно, отражают иерархическую струтуру самого древнеегипетского общества. Искусство создания храмов, вырубленных в скалах, получило широкое развитие во время царствования Рамзеса II, фараона XIX династии. Данной эпохой датируется появление великого мавзолея, посвященного этому монарху и построенного в Абу-Симбеле. Несмотря на монументальный характер храма, по обеим сторонам входа в который установлены впечатляющие статуи Рамзеса II, эта работа выполнена с большой строительной точностью, что ясно демонстрирует гармоничность архитектурных форм и законченность всего комплекса, часть которого изображена на фотографии справа. Комплекс в Абу-Симбеле дополняется храмом царицы Нефертити, супруги Рамзеса II. Внешний фасад храма представляет собой шесть ниш со статуями царя и царицы

В цивилизации, в которой правитель приравнен к Богу, функции, придававшиеся искусству, в своем большинстве сводились к прославлению правителя, фараона. В такой обстановке основная часть произведений искусства предназначалась, естественно, для храмовых и дворцовых потребностей.

Характерной особенностью традиционализма старинного восточного искусства была его медленная эволюция и долгое существование его неповторимых стилистических тенденций. Естественно, в мире, где земля и богатства были сосредоточены в руках небольшой группы людей, в то время как социальная стабильность находилась под постоянной угрозой со стороны многочисленного социального класса, состоявшего из бедных слоев и рабов, власти всячески стремились не допускать нововведений в искусстве, подобно тому, как они опасались любых перемен или реформ в других сферах жизни. Изваянная из известняка и окрашенная скульптурная группа, изображающая царскую чету. Аменофис IV, держащий за руку Нефертити (XVIII династия. Париж, Лувр). Фараон изображен в одеянии, соответствующем его титулу, и с короной на голове. На Нефертити тонкая льняная туника, типичная для моды той эпохи. Статуэтка демонстрирует их полное равенство, не выделяя и не идеализируя фигуру фараона, изображенного по канонам реализма. Эта уравновешенность отвечает равноправию, которым в тот период обладали супруга фараона и его дочери

Жрецы, со своей стороны, обожествляли властителей, стремясь сохранить собственное положение, в то время как властители строили храмы для богов и для жрецов. Все они искали в искусстве союзника в деле сохранения власти. Традиция и академизм

В стремлении приблизиться к божественному искусство той эпохи обходило стороной временной характер жизни людей, создавая стереотипные и вневременные формы. Даже сцены, изображавшие повседневную жизнь, были связаны с верой в бессмертие и с культом мертвых.

Большие мастерские, существовавшие при храмах и дворцах, представляли собой школы, где готовились новые поколения художников и скульпторов. Те типичные образцы египетского изобразительного искусства, на которых запечатлены все фазы создания того или иного произведения, играли, несомненно, роль учебного материала, предназначенного для учеников. Этим объясняется академизм египетского искусства, академизм высочайшего класса, и одновременно его глубоко стереотипный характер. Если художники и скульпторы из-за «ручного» характера своей работы оставались в неизвестности, за архитекторами признавалось интеллектуальное качество их работы, что давало им определенное положение в обществе.

В египетском искусстве статуя была всегда в первую очередь памятником фараона, и только потом изображением человека. Поэтому и министры, и знать тоже стремились быть изображенными в такой же манере, то есть иметь торжественный и строгий облик, как это можно видеть на статуях писцов. Только простой человек мог быть изображен таким, каким он был в действительности.

Этим объясняется реализм сцен повседневной жизни, в которых изображены представители низших слоев. Данная концепция не претерпела существенных изменений от третьего тысячелетия до РХ. до завоевания Египта Александром Македонским в 332 г. до РХ. Реформа Эхенатона

Единственным, кто попытался восстать против традиции, был фараон Эхенатон IV, правивший в XIV в. до Р.Х. Автор религиозной реформы, Эхенатон на короткий период добился внесения в искусство большого числа новых, естественных форм. На этом этапе развития в искусстве свободно проявился реализм, ставший выражением сложного психологического самоанализа, что можно ясно видеть на изображениях Эхенатона и Нефертити. После этого этапа все вернулось к нормативной стилизации в соответствии с традицией.

Среди всех этих формальных принципов на Ближнем Востоке и особенно в Египте наиболее характерным был, вне всякого сомнения, принцип фронтального изображения. Если позитивистская критика искусства попытается интерпретировать такое изображение как техническое несовершенство, следует вспомнить, что, как сейчас известно, прицип фронтальности отвечал социальному табу той эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры (прежде всего фараона). В соответствии с этим же принцпом, если фигура располагалась в боковой плоскости, ее голова изображалась в профиль, грудь в фас, а ноги в профиль.

В период Саисской династии (VII-VI вв. до РХ.) между ассирийским нашествием Ашшурбанапала и персидским нашествием Камбиса, искусство растеряло все ценности египетской традиции.

Впоследствии появилось реалистическое искусство, однако это, по существу, стало больше результатом технического мастерства, чем эстетических перемен.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"