Искусство. Живопись.

ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Месопотамия: искусство на службе царя и храма

Древняя Месопотамия, как и Египет, своим расцветом обязана рекам — Тигру и Евфрату. Страна разделялась на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. Древняя история этого царства охватывает период примерно с 3 000 до 500 лет до РХ. Поскольку Месопотамия не была защищена естественными границами, ее преимуществом было то, что по ее территории перемещались многие народы, а недостатком то, что она оказывалась жертвой многочисленных вторжений. С древнейших времен она была точкой соприкосновения трех континентов: Африки, Азии и Европы, и поэтому имела большое влияние на весь остальной тогдашний мир. Одновременно, благодаря финикийцам, она за тысячу лет до Р.Х. установила и поддерживала тесные контакты с народами Средиземноморья, прежде всего с греками. В Месопотамии искусство находилось на службе единственно «царя и храма» и придерживалось позиции анонимата даже большей, чем в Египте. «Судебник Хаммурапи», к примеру, упоминает архитектора и скульптора в одном ряду с кузнецом и сапожником. Монументальная архитектура и эмалированные плитки

Для искусства Месопотамии характерен монументализм, независимо от того, идет ли речь о «Судебнике Хаммурапи» или о висячих садах Вавилонии. Геродот говорит, что крупнейший храм Вавилонии простирался на 200 м, располагал пятью террасами, а на его°вер-шине была построена «келья» с кроватью из золота, приготовленной для Бога, который должен был спуститься с неба. Стены вокруг Вавилонии тянулись на 18 км, а их ширина была такой, что по ним могла проехать квадрига. Воистину чудом называют висячие сады Вавилонии, созданные на фантастических пирамидах и террасах, сады, в которых произрастало бесчисленное множество цветов и деревьев. Согласно легенде, эти сады посадил царь Навуходоносор для своей жены-персиянки, чтобы они заменили ей леса ее родины. Ко второму тысячелетию до F.X. шумерская цивилизация Ближнего Востока достигла высокого уровня развития государственных структур, торговли и культуры. В третьем тысячелетии до Р.Х. шумеры изобрели первую письменную систему — пиктографическое и идеографическое письмо, — а впоследствии открыли систему фонетического письма. Письмо превратилось в орудие приобретения и распространения знаний, доступное лишь для небольшой группы грамотных людей. Оно также стимулировало развитие математических наук, таких, как алгебра и счет. На иллюстрации — таблички с математическими текстами (180-е годы до Р.Х. Багдад, Иракский музей)

Нехватка строительного камня — в отличие от Египта — способствовала интенсивному развитию производства кирпича на основе битума, которого было в избытке. Кирпичи наружних дворцовых стен украшались разноцветной эмалью и фризами, заполненными изображениями фигурок и надписями, как на Воротах Иштар.

В скульптуре преобладают, в основном, сцены войны и охоты. Сам царь изображается гигантским и величественным, на коне или в боевой колеснице, смело убивающим льва или поражающим врагов, которые, как правило, убегают. Человеческая фигура изображается только в фронтальной плоскости и с головой в профиль. Наиболее характерные черты лица, такие, как глаза и нос, изображаются гораздо большими, чем есть на самом деле, в то время как второстепенные детали (лоб или подбородок) — значительно меньшими.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"