Искусство. Живопись.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

ПАЛЕОЛИТ

Значение искусства эпохи палеолита

Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям первобытного человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это — симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого изображает, и что таким образом он в определенной мере его уже «поразил». По другой версии, речь идет о теории символизма, согласно которой нарисованные животные олицетворяют собой женское или мужское начало в зависимости от того, какое животное изображено. Короче, можно сказать, что количество мнений почти равно количеству исследователей указанной темы. Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола. На иллюстрации — фрагмент изображения мамонта в пещере Кабреретс де Пеш-Мерль (Ло, Франция), млекопитающего, чьи символы, так же, как и символы бизона, были расценены как принадлежащие к женской категории

Несомненно одно — наскальная живопись играла определенную религиозную роль. Изображения находятся в наиболее отдаленных уголках пещер, где люди, как правило, не жили, а также на потолке, в отдаленных закоулках и труднодоступных нишах. Все это позволяет сделать вывод о том, что это были своего рода «галереи искусств» в современном значении этого термина. Все исследователи едины во мнении о том, что пещеры с наскальными изображениями являлись святилищами, хотя никто не может объяснить, зачем и почему были созданы эти настоящие шедевры, именно на них бросается в глаза тщательное соблюдение на рисунке мельчайших деталей изображаемой модели.

Все исследователи единодушно подразделяют искусство эпохи Верхнего палеолита на две основные категории: первая, объединяющая изображения на стенах, потолках и полу пещер, — наскальное искусство, — и вторая, к которой относятся небольшие изделя из камня, кости, рога, слоновой кости — искусство мелких изделий, или «мобильное» искусство. Анализ наскального искусства: его распределение и основа

При анализе произведений наскального искусства следует обратить внимание на некоторые его основные аспекты, такие, как место, где находится изображение, основа, на которой оно было создано, а также формы, в которых распределяются или группируются указанные рисунки. В этом отношении весьма многозначительными являются слова Леруа-Гурана: «В течение долгого времени никто не пытался прочесть наскальные изображения. Специалисты ограничивались идентификацией изображенных животных и размышлениями относительно охотничьей магии первобытного человека. [...] Схема расположения пещеры Альтами-ра и местонахождение в ней основных произведений искусства. Ниже — композиция, воспроизводящая взаимное расположение животных, изображенных на стене «большого зала», который находится неподалеку от входа и представляет собой пространство с наибольшим количеством рисунков

В то же время необходимо раскрыть, что хотел сказать автор изображением той или иной группы животных. Как правило, начинать это следует с подробного изучения изображенных фигур (животные, люди, знаки), обращая одновременно внимание на положение рисунка в пещере и на положение в нем каждой фигуры. Важно проверить и понять значение расстояния между изображенными фигурами и их положения относительно друг друга, а также относительно общего фона. Крайне важно найти связь между изображениями и общим фоном».

Пещера Альтамира, находящаяся в Сан-тшгьянаделъ-Мар (Кантабрия, Испания), известна с 1868 г. как местонахождение предметов первобытной эпохи. Однако только через десять лет Марселино Сане де Сау-туола случайно открыл находящиеся в ней великолепные наскальные рисунки, квалифицированные им как «сикстинская капелла наскального искусства». Речь идет о великолепной композиции с изображениями бизонов, быков, лошадей, кабанов, оленей и горных козлов. Эти рисунки, относящиеся к «магда-льенскому» периоду (15 000-10 000 годы до Р.Х.) и сделанные в описательной манере, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и в большинстве случаев обилием красок, достигнутым благодаря применению натуральных красителей, таких, как охра, марганец, каолин, лимониты или гематиты, и смешанных с водой или животным жиром закрепителей красок. Пропорции, в которых первобытный художник изображал или вырезал различных зверей, в каждой пещере различны. Горные козы, к примеру, мало представлены в пещере Альтамира. Слева — частично вырезанное изображение горной козы из имеющихся в упомянутой пещере

  Два бизона, нарисованных на стене -большого зала» пещеры Альтамира. Эти рисунки свидетельствуют о мастерстве автора в управлении цветом. Умелое использование различных оттенков красной краски позволило автору передать ощущение объемности и динамизм, в то время как профиль, четко прорисованный черными штрихами, придает рисунку ощущение подлинного реализма

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"