Искусство. Живопись.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

ПАЛЕОЛИТ

Изображение животных

И в наскальной живописи, и в скульптурных изображениях чрезвычайно широко представлены животные: одиночные и в группах, неподвижные и в движении, пасущиеся и бегущие, здоровые и раненые. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

Исключительная экспрпессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

Нет точных данных относительно критериев, по которым отбирались виды животных, отраженные в наскальной живописи.

Возможно, не все изображения выражают необходимость поиска пищи. Несомненно, выбор для рисования того или иного животного диктовался некоей более широкой и сложной символической необходимостью. Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах -мобильного» искусства, созданных в «магдальенскую» эпоху на таком «сырье., как камень, кость, бивни мамонта или оленьи рога. Повседневное соприкосновение с ними художника позволяло ему изображать животных с большой долей естественности, натурализма и жизненности. Среди лучших примеров такого великолепного мастерства художника — голова ржа-щей лошади, найденная в Мас-д'Азиле (Арьеж, Франция), длиной 4 см, которая хранится в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ

Наиболее часто встречается изображение предка современной лошади. Кости этого животного обнаружены при ведении наиболее важных археологических раскопок. Почти во всех пещерах с наскальной живописью встречаются изображения лошади.

На этих рисунках заметны ее явные отличия от современной лошади, которая более стройна и менее космата. Возможно, одно из наиболее красивых ее изображений находится на скале у стоянки первобытного человека в Ком-марке (Дордонь, Франция). На этой скале вырезана лошадиная голова длиной почти в два метра. Контуры головы едва обозначены легкими углублениями, достаточными для того, чтобы увидеть изображение.

Вторым после лошади по частоте изображения является бизон. Наиболее известными его экземплярами являются бизоны в пещере Альтамира (Кантабрия, Испания).

Из других животных породы парнокопытных часто встречается изображение дикого тура или зубра огромных размеров, с темной шерстью, что контрастирует с рисунками коров, которые изображены белее мелкими и с более светлой окраской. Наиболее привлекательными являются их изображения в пещере Ласко (Монтиньяк, Франция).

В наскальных рисунках нередко встречается изображение горной козы. Такие изображения есть во Франции, в пещерах Парнон-Пар и Эббу. На иберийском полуострове их можно видеть в пещере Эль Кастильо (Кантабрия, Испания).

При археологических раскопках часто встречается изображение оленя, вырезанное из кости. Поэтому эпоха палеолита еще называется «веком оленя». Рога этого животного нередко использовались для выработки различных инструментов и обычно украшались резьбой. Изображения оленей с преувеличенно большими рогами типичны для зоны Кантабрийского моря. Много изображений этого животного можно найти в пещере Ласко в Монтиньяке. Рисунки самок оленя есть в пещере Эббу (Ар-деш, Франция). Их силуэты схематически изображены на скале несколькими прямыми линиями.

Предполагалось, что изображение мамонта вряд ли можно встретить на образцах искусства эпохи палеолита. Однако в пещере Руффиньяк (Дордонь, Франция) были обнаружены более сотни его рисунков, сделанных толстыми черными линиями. Рыбы обычно представлены на небольших произведениях искусства той эпохи.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"