Искусство. Живопись.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

ПАЛЕОЛИТ

Фигура человека

В рамках этого вида искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже: только на голове Венеры Брассемпуйской (Грот-де Пап, Франция) прорисованы нос и брови. «Венеры» эпохи палеолита

Женские изображения указанной эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. «Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

Большое количество «венер», найденных на территории Евразии, относится к «перигорскому» периоду. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции. Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская

Вырезанные на скале фигуры представляют собой первые попытки создать барельефное изображение человека. Эти изображения были расценены как символы плодовитости. Возможно, наиболее значительными по своим пластическим качествам являются найденые в Лосселе (Дордонь, Франция) изображения мужчины и женщины, вырезанные на известняковой скале. Для прорисовки женской фигуры, так называемой Венеры Лоссельской (Музей в Сен-Жермен-эн-Лэ) использовался естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота изображения. Фигура получилась великолепно акцентированной. «Венера Лоссельская», называемая еще •Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер — 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция). Обнаружен в Лоссельской пещере, святилище эпохи Верхнего перигора. Заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным, для чего он располагает ягодицы по обеим сторонам живота. В то время как живот и ягодицы изображены детально, лицо лишено своих черт, и ноги едва обозначены

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного — как гарантии обилия пищи — имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, — признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, — сообщает фигуре некое подобие движения.

На той же стоянке, где была найдена Венера Лоссельская, находится барельеф, представляющий собой изображение мужской фигуры. Ее нижние конечности развернуты в профиль, в то время как верхняя часть торса показана во фронтальном развороте, с левым плечом, обращенным вперед, и поднятой рукой. Такое сочетание различных точек зрения позволяет наилучшим образом выявлять особенности строения человеческой фигуры. Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты

Наряду с мужскими и женскими фигурами встречаются и цветные изображения ладоней. Очень часто их средний или безымянный палец выглядит укороченным; это дало возможность сделать предположение о существовании ритуального членовредительства, что еще окончательно не доказано.

Уже в самом начале неолита, в ориньякский период, во всем ареале Пиренеев появляются отпечатки рук на стенах пещер. Существует немалое количество изображений, прорисованных пальцем, в виде более или менее параллельных линий. Тем не менее, число таких памятников незначительно по сравнению с обнаруженным на сегодняшний день количеством цветных отпечатков ладоней. Негатнвные изображения руки на одной из стен пещеры Пеш-Мерль (Лот, Франция). Эти изображения, считающиеся одним из древнейших выражений художественной деятельности палеолитического человека, выполнены в двух различных техниках. На негативных контур оттеняется цветом, на позитивных — ладонь предварительно покрывается красящим веществом, и в результате возникает полностью окрашенный рисунок

Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

Негативные отпечатки встречаются чаще позитивных, точно так же, как изображений левых ладоней больше, чем изображений правых.

Отпечатки ладоней располагаются вдоль стены пещеры наподобие фризов, группами или поодиночке. Одиночные изображения, такие, как на стенах пещер Гаргас (французские Пиренеи) или Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), обладают впечатляющей магической силой и, возможно, имеют магический смысл. Лобковые треугольники

На протяжении всего ориньяк-пери-горского периода встречаются изображения вульвы в виде максимально абстрактного знака женского репродуктивного органа. Вписанный в женскую фигуру, лобковый треугольник, как правило, акцентирован и в изображениях ориньяк-перигорских «венер» и позже, на мадпенских барельефах. Как и ладони, вульвы могут быть либо прорисованы линейно, либо изображены в цвете, сами по себе или в сочетании с другими символами и абстрактными знаками. Особо важное значение, придаваемое в древности репродуктивной функции женщины, в чрезвычайно явственной форме запечатлялось посредством схематических изображений вульвы, датируемых верхним палеолитом. На снимке — фрагмент одной из стен пещеры Тито Бустильо (Астурия, Испания), на которой изображены в цвете различные силуэты женского репродуктивного органа

Иллюстрацией к сказанному могут служить изображения на стоянках Ле Феррази и Абри Кастанет (Дордонь), обе — во Франции. Это отдельные или изолированные изображения вульв, выгравированные на камне. Особый случай представляет собой пещера Ти-то Бустипьо (Астурия, Испания), с ее живописным ансамблем, получившим название «святилища вульв».

Отличающиеся многообразием изображения вульв могут быть типологически сгруппированы в ряд, который представит их эволюцию от связанных с натуралистическим контекстом, подобно тем, что вписаны в женские тела на рельефах в Ла Мадлен и Лоссель (Дордонь, Франция), до максимально абстрактных, подобных одиночным символам красной живописи пещеры Тито Бустильо. Фигуры смешанного типа

Смешанным типом изображения отличаются, главным образом, настенные фигуры, которые располагаются в глубине пещер. Реже они встречаются как примеры резьбы, покрывающей поверхность предметов повседневного обихода. Хронологически они появляются в самом раннем палеолите и встречаются на протяжении всего периода ориньяк перигор вплоть до мадлена. В фигурах смешанного типа сочетаются антропоморфные и зооморфные черты. В итоге возникают «гибридные» изображения, в облике которых проступает гротескное начало. Подобные фигуры исполнены в небрежной и грубой манере — если сравнить их с современными им изображениями животных. Кроме того, наблюдается тенденция оставлять непроработанными их лица.

Примеры подобных фигур смешанного типа чрезвычайно многообразны. Один из наиболее типичных можно видеть в святилище Труа-Фрер (Арьеж, Французские Пиренеи). Здесь представлена фигура, сочетающая человеческие конечности и характерные черты различных животных. У нее бородатая голова с рогами северного оленя, совиными глазами, мордой кошачьего хищника, конским хвостом и половыми органами, похожими на человеческие, но размещенными так, как присуще кошачьим. Показательно особое положение, выделяющее эту фигуру среди размещенных здесь же в пещере прочих анималистических изображений. Оно может свидетельствовать о высшем ранге этого персонажа по сравнению с прочими.

Еще один яркий пример — роспись в Ласко, расположенная в глубине пещеры. Он особенно любопытен тем, что здесь представлен драматический эпизод — сюжет, не типичный для палеолитического искусства. Представлена итифаплическая мужская фигура с птичьей головой. Она исполнена абсолютно схематично, от продолговатого торса отходят конечности в виде палок, завершающихся линиями. Эта фигура резко контрастирует с изображенным рядом бизоном, отличающимся разнообразием в передаче шерстного покрова и впечатляющими объемами, переданными посредством контура. Животное, раненное в массивное чрево, тяжело рушится наземь перед человеком. Подчеркнутый здесь вопиющий контраст в трактовках человеческой и звериной фигур остается типичным на протяжении всего палеолита. Описанную сцену можно интерпретировать как изображение магического ритуала.

Существует предположение, что эти странные образы представляют людей, с лицами, скрытыми масками, и телами, преображенными зооморфными атрибутами, наряженных так для участия в ритуальных церемониях. Речь идет о племенных шаманах, посредниках между тайными силами природы и людьми. Возможно, считалось, что такой человек был наделен сверхчеловеческим могуществом, позволявшим ему осуществлять общение с невидимыми человеку силами, управляющими мирозданием.

Так шаман мог поддерживать гармоническое равновесие, обеспечивающее существование его племенной группы. Кроме того, подобные церемонии имели отношение и к охоте. Прозрачные изображения

Один из приемов, повторявшихся на протяжении всего палеолита — придание изображению свойства прозрачности. Таким образом становилось возможно видеть внутренности животного, как если бы этому не мешала толща тела. Хотя точных объяснений причин, по которым возник столь странный прием, не существует, есть основания предположить их связь с охотничьей магией.

Ведь, как правило, жизненно важные органы зверя изображаются так, чтобы они стали как бы доступны охотнику. Попросту говоря, налицо способ гарантировать ему власть над добычей. В пещерах Эль Пиндаль (Астурия, Испания) сохранился силуэт мамонта с врисован-ным внутрь него силуэтом сердца. В пещере Ньё (Французские Пиренеи) есть черноконтурный силуэт бизона, отличающийся теми же признаками. Внутрь тела животного врисованы несколько стрел, обозначающих места, куда следует целиться во время охоты. Наложенные изображения

Пещеры, на стенах которых встречается живопись, не были предназначены для повседневной жизни. Сплошь и рядом изображения располагаются в труднодоступных местах, игравших роль святилищ. Обычно это самые темные и наиболее укромные зоны. Именно здесь обычно и находят наложенные одно на другое изображения. Прием этот обязан своим появлением представлению, что существуют места, отмеченные, по сравнению с прочими, особой магической силой; это побуждало людей к их повторному использованию. Как правило, больше всего изображений и наилучшие их образцы, составленные из различных фигур, покрывающих стены пещеры, расположены в их самых углубленных и затемненных зонах. Возможно, для доисторического человека эти места были отмечены неким особым значением, поскольку их регулярно посещали, но никогда здесь не жили. Две пятнистые лошади, изображенные одна поверх другой и отмеченные отпечатками ладоней — изображения, найденные в пещере Пеш-Мерль

В пещере Фонт-де-Гом (Дордонь, Франция) сохранились исполненные в технике рельефа и раскрашенные фигуры животных, датируемые различными периодами от ориньяка до мадлена. Вблизи этой стоянки, в пещере Ла Мут, существует скопление наложенных фигур, линий и борозд, переплетающихся столь сложно, что чрезвычайно трудно с достаточной ясностью выделить отдельные силуэты. В пещере Труа Фрер наслоения изображений бизонов, северных оленей, кошачьих хищников, лошадей и антропоморфных фигур убедительно свидетельствует об усилиях разных поколений художников. Многочисленные наложенные фигуры в пещере Ласко легко различимы благодаря разнице размеров. Так, стадо оленей периода ориньяк-перигор выделяется на фоне огромных силуэтов быков.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"