Искусство. Живопись.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

НЕОЛИТ

Техника, тематика и интерпретация

Левантийское искусство создается не в глубине пещер, а в неглубоких впа- динах, почти снаружи, в местах, доступ к которым затруднен. Используется всего один цвет, это может быть красный, оранжевый, черный, изредка белый, всегда на ровной основе, рельефность никогда не подчеркивается градацией цвета. Фигуры большей частью меньше палеолитических, отличаются динамизмом, из них составляются настоящие сцены, в которых на равных участвуют животные и люди. Эти изображения легче, чем палеолитические, поддаются интерпретации. Чаще всего это эпизоды охоты, облавной или из засады, батальные сцены, ритуальные танцы, собирательство или выпас скота, причем, по особенностям одежды часто можно отличить женские персонажи от мужских. Настенная роспись в Кова де ла Кабра Фрейксет (Таррагона, Испания), где на охристой поверхности фона различимы силуэты горной козы и охотника. В ней очевиден динамический натурализм, присущий испанской левантийской живописи при изображении как животных, так и человека. В начертании человеческих фигур явственно проявляется тенденция к схематизации, приводящая к тому, что порой изображение намечается всего несколькими скупыми, простейшими штрихами, великолепно передающими, тем не менее, пластический ритм

У мужчин, обнаженных, в штанах до колен или в коротеньких юбочках, головы чем-то увенчаны — возможно, это уборы из перьев, а на руках и ногах — браслеты. Часто они вооружены луками и копьями, а на поясе имеют колчаны со стрелами. Женщины почти всегда изображены с обнаженным торсом, одетыми в длинные, до щиколотки, юбки, в руках у них — палки-копалки или корзины. Один из известнейших образцов этой живописи можно видеть в Морелья ла Ве-лья (Кастельон, Испания). Эпизод представляет группу сражающихся воинов. Фигурки их очень малы по сравнению с монументальными фигурами палеолитических композиций. Тела изображены скупыми линиями с явным желанием исключить побочные мотивы, чтобы подчеркнуть основной. Тем самым немногих красных штрихов оказывается достаточно для того, чтобы с точностью охарактеризовать происходящее.

К тому же поза стрелка, с ногой, выставленной вперед, явственно обозначает момент максимального натяжения тетивы, перед тем как из лука будет пущена стрела. Сцена в пещере Кова Ре-михия (Кастельон, Испания) запечатлела охоту на дикого кабана. В качестве выразительного средства здесь использован уже не контур, а цветовое пятно, тоже весьма упрощенной формы, с выделением того, что придает наибольшую выразительность телу в движении — его нижних конечностей. Они акцентированы тем, что толсты и неправдоподобно длинны по сравнению с туловищем охотника, представляющим собой просто треугольник. Голова едва намечена. Художник попытался здесь выделить именно те черты, которые наилучшим образом передают впечатление живости и движения. В изображениях животных тоже обращают на себя внимание ноги, вытянутые на бегу.

В пещере Ла Рока деле Морос в Когу-ле (Лльейда, Испания) сохранилось изображение ритуальной сцены, это группа женщин, танцующих вокруг обнаженной мужской итифаллической фигуры. Черные силуэты гибки и продолговаты, некоторые превращены почти в чистые цветовые абстракции.

Совсем по-другому выглядит сцена на стоянке Ла Аранья, Бикорп (Валенсия, Испания). Здесь человек представлен карабкающимся по скале за медом к гнезду диких пчел. Вокруг этой фигуры кружат разгневанные пчелы.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"