Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ИСКУССТВО ДОЛИНЫ НИЛА

Египет — «дар Нила»

Долина Нила представляет собой длинный оазис, протянувшийся на 100 км от первого порога до впадения реки в Средиземное море. Оазис лежит в границах, достаточно четко определенных самой природой: к западу от реки — Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, к северу — Средиземное море. На юге — первый порог, который невозможно преодолеть на судах. Такая географическая определенность заставляет человека выбирать между жизнью, основанной на использовании ресурсов Нила, и кочевой жизнью номада в суровой пустыне. С другой стороны, пустыня представляет собой естественный барьер, оберегающий страну от вторжения иных народов. И действительно, все иноземные нашествия происходили со стороны Синайского полуострова, смежной с Западной Азией территории, единственной незащищенной границы. На протяжении почти четырех тысячелетий существования египетского искусства его главной характерной особенностью оставалось замечательное единство формы и содержания. Так, хотя и шло развитие отдельных черт, египетское искусство практически неуклонно следовало условным формулам, выведенным из религиозных представлений, выражая неизменность и торжественность через механически повторяющуюся форму и плоскостное изображение; исключения были редки. В скульптуре, например, был распространен тип статуи, изображающий сидящих или стоящих лиц царской фамилии. В первом случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам, как это можно видеть на фотографии. Это сидящая статуя Аменхотепа III, фараона XVI династии, сделанная из известняка и расписанная, которая хранится сейчас в египетском музее Турина (Италия)

Нил — очень мощная река, этому способствуют обильные тропические ливни, питающие в летние месяцы его истоки, находящиеся на юге. На остальной территории страны осадки выпадают редко и в количестве, недостаточном для получения урожая. В течение лета происходит значительный подъем воды, она выходит из берегов и заливает окрестные земли. С сентября вода начинает постепенно спадать, и так продолжается go апреля. После половодья окрестные земли остаются покрытыми слоем плодородных наносов, благотворных для земледелия. Подъем и последующий разлив Нила, постоянно повторяющиеся издревле, превратились здесь в самое главное и самое желанное событие каждого года. Таким образом, сроки сельскохозяйственных работ, сева и уборки урожая, зависели от ритма жизни реки, что укрепляло представление о различии двух зон: «черной», плодородной земли, созданной речными наносами, и «красной» бесплодной земли пустыни. Этот ежегодно повторяющийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры и очень скоро был отождествлен с мистической эпопеей Озириса. Каждый год Нил, разливаясь, оплодотворял землю и каждый год уходил, оставляя пустые поля; этот цикл повторялся с поразительным ритмом и постоянством, с которым земля рожала и умирала, так же, как Озирис, бог плодородия, боролся с Сетом, божеством пустыни, погибал от его рук, чтобы воскресать вновь и вновь.

Умение исчислять время для земледельческого общества было насущно необходимо, чтобы определять время жатвы. Из удовлетворения этой потребности возникла властная прослойка лиц, умеющих верно определить время подъема реки, чтобы наилучшим образом использовать воду, и появился календарь, в котором время между разливами реки делилось на 365 дней.

Нил — главный образ всей египетской культуры. Река представлялась источником жизни, не имеющим ни начала, ни конца, рубежом, отделяющим мир живых, лежащий к востоку от него, от мира мертвых, лежащего к западу. Нил был и судоходной артерией, облегчавшей общение между отдельными областями, что способствовало организационному единству.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"