Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ИСКУССТВО ДОЛИНЫ НИЛА

Верования и ритуалы

Египетская религия складывалась из совокупности культовых ритуалов отдельных богов и основывалась на абсолютной вере в их эффективность. Доктрина имела меньшее значение и даже не получила законченного воплощения в виде священных догматов. Ведущая роль принадлежала литургии в честь богов, составляющих пантеон, которые считались абсолютными владыками земли Египта. Кроме того, она носила характер практической магии, направлявшей высшие возможности человека на реализацию конкретных, текущих задач. Формирование теологической и мифологической доктрины шло очень сложным путем на всем протяжении истории Египта; время от времени одни идеи одерживали верх над другими, что не приводило, однако, к окончательному отказу от последних. Жрецы

В обязанности жрецов входило совершение ритуалов, повседневная культовая практика и посредничество между людьми и высшим миром. Как и чиновники, они составляли часть государственного аппарата. В их обиходе не было принято прямое духовное общение с паствой; их служение состояло в отправлении магических ритуалов, поскольку они были посвящены в тайну жизни и смерти.

Храмы богов составляли часть официальной государственной религии. Вершиной культовой иерархии считался фараон, и культовая практика носила сокровенный характер, поскольку только монарх имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Поскольку он не мог руководить службой во всех храмах, верховный жрец выступал его представителем и совершал службы от его имени.

Для народа вход в храм был закрыт, лишь немногие избранные могли быть допущены во двор храма во время совершения церемонии. Официальные церемонии и ритуалы имели театрализованный характер. Статуи божеств путешествовали на судах от местных религиозных центров, где находились их святилища, чтобы навестить другие храмы. Такие путешествия были важными событиями, в которых простым людям отводилась роль зрителей и свиты, но никто из них не мог видеть статуи, остававшиеся скрытыми от глаз на все время пути. Во время празднеств становились очевидными социальные различия и высокий ранг фараона. Тем не менее простонародье по-своему участвовало в религиозной практике, чествуя тех же самых богов на домашних алтарях, что делало общение с ними более доступным.

Египетские боги

Египетские боги — порождение духа-творца, наделившего их жизнью, и это представление распространяется на все явления природы. Бог — источник жизни зовется Ра, это Солнце, от которого зависит ритм разливов Нила.

Озирис — бог, от которого зависит жизненный цикл с этапами рождения, смерти и воскресения. Бывший вначале богом растительности, он гибнет от руки своего брата Сета, который, объятый завистью к его процветанию, расчленяет на части его мертвое тело. Бронзовая скульптура, изображающая бога Гора на коленях у богини Изиды (Мадрид, Национальный археологический музей), иллюстрирующая эллинизированную версию мифа, характерную для позднего периода. Гор, сын Изиды и Озириса и одно из главнейших божеств египетского пантеона, символизировал земное воплощение незыблемого порядка (особым образом связанное с фигурой фараона как его центром) и обновление жизненного цикла

Но Изида, жена и сестра Озириса, после долгих поисков, с помощью магических заклинаний возвращает тело к жизни. Озирис оплодотворил чрево Изиды, не прибегая к плотскому акту, и у них родился сын Гор, бог с головой сокола. Он вступил в битву со своим дядей Сетом, победил его и стал владыкой Египта. С утверждением этого мифа фараоны стали считать себя братьями Гора, прямыми потомками божества, обладающими пожизненной властью над Египтом. Озирис стал богом мертвых, воплощением заходящего Солнца, чье царство находилось к западу от Нила. Каждую ночь он умирал, чтобы наутро воскреснуть. Гор был олицетворением восходящего Солнца. Культ Озириса сложился в начале исторического периода и со временем глубоко укоренился в народном сознании. Озирис был божеством, наиболее близким и понятным всем людям, не имевшим божественного ранга. В согласии с мифом об Озирисе любой смертный мог, подобно царю, приобщиться к загробному блаженству. Этот миф во множестве вариантов распространился по всему Египту. Все прочие культы соперничали друг с другом в зависимости от политической ситуации. Предпочтение одного божества другому зависело от происхождения правящей династии, представители которой отдавали первенство богу — покровителю своего нома. Смерть и загробная жизнь

Смерть понималась в древнем Египте как переход к другой жизни, и потому рассматривалась как благо. После нее дух приобщался к миру космических явлений, к вечному и неизменному инобытию. Человеческое существо состояло из материальной, телесной оболочки, с которой были связаны нематериальные начала: ба, соответствовавшее душе человека как индивидуальности, и ка, или двойник человека, близнец его тела, но обладающий нематериальной природой. Чтобы представить бога или фараона, изображали две одинаковые фигуры, держащиеся за руки. Фрагмент росписи гробницы Сенедиема (Новое царство), служителя Места Истины, то есть чиновника или ремесленника при царских гробницах, в некрополе Дейр-эль-Мединех (Фивы). Анубис, божество загробного мира, представленное здесь с головой шакала, бальзамирует мертвое тело, чтобы сохранить его, — обряд, необходимый для того, чтобы усопший мог вести загробную жизнь

Дух принимал форму тела и сосуществовал с ним до тех пор, пока не возвращался в универсум после того, как тело подвергалось разрушению. При наличии изображения-двойника покойного его ка переселялось в это изображение после совершения соответствующих ритуалов.

Смерть мыслилась как разделение названных элементов, и если человек желал обрести вторую жизнь, было необходимо, чтобы тело соединилось со своими духовными составляющими ба и ка. И поэтому следовало быть к этому готовым ко времени смерти; отсюда — важное значение, придававшееся погребальным ритуалам и местам захоронения как нерушимым обителям душ. Обряды мумификации и погребения исключительно важны, так как иной мир представлялся местом обновления земной жизни, приобретая первенствующее значение.

Чтобы гарантировать душе вечное бытие в ином мире, надо было соорудить надлежащую гробницу, в которой душа умершего обитала бы, которой надо было обеспечить благосостояние, доступное ему в земной жизни. Для этого туда помещалась богатая утварь и осуществлялись жертвоприношения пищей, чем занимались живые. Непременно следовало позаботиться и о пропитании, поскольку при его нехватке душа будет вынуждена отправиться на поиски.

Царство мертвых находилось к западу от Нила, там, где садилось Солнце, там и были выстроены самые величественные гробницы. Озирис считался богом-покровителем обитателей загробного мира, от них он, в свою очередь, требовал исполнения некоторых работ. Духи странствовали по всему миру подобно Ра, солнечному божеству, объезжавшему на своей ладье в течение дня мир живых, а ночью проплывавшему по двенадцати загробным мирам, над которым царил Озирис. Книга мертвых

В эпоху Нового царства распространился обычай помещать в саркофаг покойника так называемую Книгу мертвых, список магических формул, необходимых усопшему для благополучного преодоления опасностей, подстерегающих его на пути в царство Озириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Озирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости, и начинался с процедуры взвешивания сердца. Деталь одной из сцен, иллюстрирующих папирус Книги мертвых, хранящийся в Париже, в Лувре. Согласно этой книге, излагающей учение мемфисских жрецов и получившей официальную редакцию при XVIII династии, фараон выступает воплощением Гора, первенца и наследника Озириса, и ответственен за установление порядка и мира в Египте после хаоса, вызванного борьбой между Сетом и Гором за владычество над страной

Сердце умершего, положенное на чашу весов, должно было весить не больше птичьего перышка. В противном случае, если оно оказывалось тяжелее, то есть дурные дела покойного перевешивали добрые дела, его душу пожирали демоны, что означало вторую, на этот раз окончательную смерть. При благополучном исходе душа получала свободу и могла странствовать по небесному, земному или подземному миру; к примеру, она могла присесть на ладью Ра и наслаждаться беседой со всеми богами.

Основываясь на этих представлениях, египтяне с древнейших времен стремились сохранять тела умерших в нетленном состоянии, поскольку, пока не разрушалось тело, душа могла продолжать бесконечное существование. Пища в погребальных сосудах предназначалась ка. Среди каждодневных обязанностей жрецов одной из важнейших было насыщение духом пищи душ усопших. Идеи эти распространялись на все живое, поскольку материя оживлялась духами.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"