Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ИСКУССТВО ДОЛИНЫ НИЛА

Новое Царство

Около 1552 г. до н.э. фараон Яхмос основал XVIII династию, захватил Аварис и изгнал гиксосов. Страна вступила в период территориальной экспансии, который был временем наибольшего экономического могущества и культурного расцвета Египта. Аменхотеп I раздвинул границы, вторгшись на западе в пределы Ливии и на юге — Нубии. Его преемник Тутмос 1 продолжил завоевания и продвинулся до четвертого порога. Затем правила его дочь Хатшепсут, которая проводила мирную политику, занимаясь развитием торгового обмена и строительством одного из прекраснейших и самых оригинальных храмов Египта — Дейр-эль-Бахри. Тутмос III, наследовавший Хатшепсут, попытался стереть любое материальное свидетельство о ней, приказав уничтожить многочисленные статуи царицы. По его инициативе египетская держава вступила в период наибольшей завоевательной активности, границы ее были раздвинуты от четвертого порога до отвоеванного у царства Митанни побережья реки Евфрат. Его преемники Аменхотеп II, Тутмос IV и Аменхотеп III, стремясь удержать завоеванное, придерживались мягкой политики в отношении подчиненных территорий, заключая браки с митаннийскими принцессами. Детапь с изображением группы музыкантш и танцовщиц на погребальном пиру, роспись по стукко, исполненная в правление XVIII династии на стене гробницы скульптора Небамона в Дра Абул Нага, в Фивах (Лондон, Британский Музей). В период Нового царства восприятие восточных влияний вызвало к жизни художественные новации, достигшие апогея в творчестве амарнской школы (XIV в. до н.э.)

Искусство, обогащенное азиатскими влияниями, получило дальнейшее развитие, о чем свидетельствуют чудесные образцы настенной живописи. Значительный подъем переживает и зодчество: строятся храм Амона в Карнаке и Луксорский храм. Правление Аменхотепа IV

Аменхотеп IV, наследник Аменхотепа III, провел религиозную реформу, введя монотеистический культ солнечного диска (Атон), что повлекло за собой развитие новых веяний в искусстве. Он основал вдали от Фив новую столицу Телль-эль-Амарну, где возвышался храм нового культа и дворцы-резиденции. Тем не менее, после его кончины Тутанхамон восстановил политеистический культ с Амоном во главе и покинул столицу, в которой найдены большинство художественных памятников того времени. С XIX династии начинается эпоха Рамесси-дов. Сети I отвоевывает азиатские земли, утраченные в амарнский период. Его преемник Рамзес II был символом имперской власти. Больше, чем территориальными приобретениями, он знаменит колоссальными сооружениями, оставшимися после него, как, например, гипо-стильный зал храма Амона в Карнаке. Эта его деятельность повела к расширению столицы — Фив на другой берег Нила, на запад. Среди перемен, порожденных экспансией Египта на Ближний Восток в период Нового царства, особое значение имеет уравнивание властного статуса фараона со статусом других монархов. С этого времени фараон частично утрачивает свою божественную отдаленность и начинает выступать как доблестный предводитель своего народа. Вследствие этого его изваяния достигают особо величественных размеров. Колосс с чертами Рамзеса II у входа в большой двор храма Амона в Карнаке

Рамзес 111 из XX династии был последним выдающимся фараоном Нового Царства. Восточное Средиземноморье страдало от набегов ахейцев, которые с моря достигали северных границ Египта. Фараону удалось отразить вторжение, но он не смог предотвратить потери побережья Финикии и Палестины. С того времени наступил период безвластия и распада, и с концом династии Рамессидов начался новый промежуточный этап, продолжавшийся четыре столетия (1070 — 656).

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"