Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ИСКУССТВО ДОЛИНЫ НИЛА

Искусство Египта додинастического периода: керамика, рельефы и гробницы

В V-IV тысячелетиях до н.э. в дельте и долине Нила развивались различные неолитические культуры, известные по многочисленным археологическим находкам, обнаруженным как на севере, в Эль Фаюме, Меримде и Эль Омари, так и на юге, в Бадари, Амрахе и Герзехе. Это были земледельческие культуры, уже знакомые с металлами. Спорадически они использовали медь и даже железо, хотя и в самородной форме, не прибегая к плавке. Керамика

На рассматриваемом этапе широкое распространение получила керамика, сначала гладкая — красная, черная или бурая, с процарапанным орнаментом. Позже сосуды стали украшать белой росписью и применять фигуративные изображения: фигуры животных и людей, растительные формы и абстрактные мотивы (чаще всего пересекающиеся линии). Очень часто композиции составляются из фигур животных (гиппопотамов, крокодилов, львов, слонов или быков), нарисованных прямыми, очень лаконичными штрихами, в начертании которых ощущалось влияние узора плетенки из лозы или нитей ткани. Торговая деятельность в Египте восходит к додинастическому периоду, поэтому на многих городищах в области Восточного Средиземноморья часто находят египетские вазы этого периода. Подобная ваза сделана из камня и датируется концом названного периода (Мюнхен, Музей египетского искусства); ее форма показывает, что, возможно, речь идет о предшественнице традиционной керамики цвета охры, украшенной узором красновато-каштанового цвета

К середине IV тысячелетия до н.э. по всей долине распространился тип керамики, продержавшийся до эпохи первых династий. Речь идет о гончарных изделиях, характерных для культуры Негаде II, происходившей с юга; в них использовался мотив красных линий, прочерченных по светло-коричневому фону. Для этого вида керамики типичны геометрические мотивы (круги, решетки, извилистые линии), покрывающие всю поверхность сосуда, иногда в комбинации с фигурами людей или животных, изображенными очень схематично, скупыми линейными штрихами. Кроме того, часто встречаются изображения многовесельных кораблей, плывущих по реке. На судах видны надстройки, флаги и опахала в форме пальмового листа, видимо, различавшиеся у разных поселений. Обилие изображений кораблей говорит и о важной роли Нила, плавание по которому было интенсивным со времени первых поселений, и об обычае изображать сцены повседневной жизни на предметах утилитарного назначения. Наряду с перечисленными образцами наверняка существовали и произведения настенной живописи, но поскольку они не дошли до наших дней, отсутствует и возможность провести сравнения, позволившие бы дополнить репертуар использовавшихся форм. Сохранилась единственная роспись в городе Иера-конполе на юге страны, где можно видеть те же мотивы, что и в керамике. Стилизация мотивов

Характерная черта этой керамики — стилизация декоративных форм; так, изображение кораблей сводится к схеме, и фигуры животных тоже переданы минимумом черт (клюв, лапы). Простейшими линиями изображаются и человеческие фигуры, среди которых часто встречаются воздевшие вверх обе руки в танце. Деталь рукояти церемониального кремниевого ножа, изготовленной из слоновой кости; оделана в додинастическом Египте, найдена в Джебель-эль-Арак, хранится в Лувре. Эта рукоять обильно украшена с обеих сторон символическими изображениями, разделенными на ряды и воспроизводящими эпизоды военного столкновения между Верхним и Нижним Египтом

Сделанные из слоновой кости предметы повседневного обихода (ложки, расчески) часто снабжены декоративными элементами в виде очень схематичных фигурок людей и животных, соединенных с рукоятками этих предметов. Попадаются и выточенные из кости женские фигурки, отличающиеся миниатюрностью. Их конечности отведены от туловища. Лобковый треугольник, прочерченный глубокими линиями, резко акцентированный, имеет сильно преувеличенные размеры в сравнении с пропорциями всей фигуры. Это — символическое выражение плодородия. Другой тип фигур, вылепленных из глины, — изображения женских тел с обнаженным торсом и воздетыми руками, заостренными на концах. Первые рельефы

К первым проявлениям художественного творчества в виде росписи керамики следует добавить и рельефную резьбу по камню, украшавшую повседневные и ритуальные предметы; она получила распространение к концу IV тысячелетия до н.э., начиная с культуры Негаде 11. Имеются в виду туалетные палетки, ножи, вотивные палицы и мемориальные стелы. По ним прослеживается постепенный переход от выразительных средств, унаследованных от палеолита, к новым достижениям в области формы. В итоге все большей систематизации пластических решений сложились строгие своды правил изображения, действовавшие в египетском искусстве на всем протяжении его существования.

Туалетные или масляные палетки представляли собой прямоугольные пластинки из камня (шифера, известняка или алебастра) с круглым углублением в центре, служившим для растирания малахита, которым подводили глаза, или другой косметики. Эти палетки украшались рельефами фигуративных мотивов, покрывавших всю поверхность и представлявших людей и животных.

Так называемая «палетка из Иеракон-поля» украшена композицией в архаической манере, фигуры на ней жмутся друг к другу, не выдерживая какого-либо определенного направления. Изображения животных исполнены детально, с подчеркиванием их характерных черт. Другие сцены воспроизводят современные события с целью запечатлеть и сохранить для потомства память о делах, важных для всего сообщества, как, например, «палетка Льва-победителя» (Лондон, Британский музей). Такие палетки воспроизводят сцены сражений между отдельными кланами.

Лев символически воплощает вождя, который своей мощью и хитростью побеждает соперничающий клан. Поверхность предмета и в данном случае сплошь покрыта фигурами, без соблюдения какого-либо строгого порядка. Ножи с рукоятями из слоновой кости были предметами церемониальной утвари. В Лувре хранится замечательный образец, найденный в Джебель-эль-Арак, со сценами, вырезанными на обеих сторонах рукояти. Он относится к более позднему времени, чем описанные выше палетки, и отражает важные изменения, произошедшие в способах изображения. На одной стороне этой рукояти представлена сцена сражения между группами людей, в котором участвуют корабли, на другой стороне — над рядом животных (львов и газелей) возвышается изображение человека, по бокам от которого помещены два льва. Фигуры стоящих людей составляют ряды по всей поверхности. Оборотная сторона палетки царя Нармера (шифер, высота 64 см), хранящейся в Египетском музее Каира. Это произведение, относящееся к эпохе I тинийской династии, то есть к начальной фазе существования объединенного Египта, и происходящее из Иераконполя, культового центра бога Гора, исполнено в технике низкого рельефа в соответствии с канонами упорядоченности, пропорций и символики, характерными для египетского искусства

На пороге истории искусство начинает утверждать идею престижа и власти царей. Так, создаются различные эмблемы царской власти, среди которых — вотивные палицы, украшенные рельефами. Одна из самых замечательных — палица царя Скорпиона (Оксфорд, Эшмолианский музей). На ней изображен царь с атрибутами, свидетельствующими о его ранге, — короной Верхнего Египта и собачьим хвостом, — держащий в руках мотыгу, во время ритуального сева. Фигура царя господствует над прочими благодаря своим размерам, надписи с именем царя Скорпиона и штандарту с изображением Гора в образе сокола, указывающему, что перед нами сын бога.

Новое, что можно увидеть на этой палице, — имя царя, впервые выгравированное иероглифами, чтобы засвидетельствовать для потомков верховенство конкретного вождя. Гробницы

Первые погребальные сооружения представляли собой округлые и продолговатые углубления, в которые покойника укладывали в позе эмбриона, подобно тому, как хоронил своих умерших палеолитический человек. Монументальность построек, предназначенных для того, чтобы заключать в себе захоронения лиц царской фамилии, возросла начиная с сооружения в Саккаре ступенчатой пирамиды Джосера, второго фараона III династии. Эта пирамида представляет собой центр обширного комплекса погребальных сооружений, возведенного из блоков-монолитов выдающимся зодчим Имхотепом

Позже в северных областях, заселенных земледельцами, гробницам стали придавать ту же форму, что и домам, чтобы покойник мог расположиться там поудобнее. В то же время на юге, в местах обитания кочевников-пастухов, жилища мертвых помечались фудами камней, ставшими прообразами курганов. Последующая эволюция пофебапьных сооружений сочетала черты обоих типов захоронений.

Так, обыкновенная, вырытая в земле яма перекрывается снаружи камнями и песком, образуя массивный прямоугольный блок, поддерживаемый стенами из кирпича, возведенными наклонно. Эта внешняя постройка прямоугольной формы эволюционировала, в результате чего возникла мастаба, надгробное сооружение, предшествовавшее гигантским пирамидам.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"