Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Погребальные строения: первые проявления

Гробницы первых династий находятся в Абидосе. Это гробницы из дерева и кирпича, вырытые в ямах, имеющих искусственный каменный свод. К этим строениям прибавлены ниши для помещения погребальных подношений и домашней утвари, состоящей из многочисленных и разнообразных предметов: оружия, сосудов, украшений и колпиц, высеченных в форме животных. Кроме того, подношения включают пищу (зерно, пиво, растительное масло) для удовлетворения потребностей усопшего. Храмы в Карнаке и Луксоре являют собой великолепные примеры монументальности египетской архитектуры. В случае с Карнаком речь может идти не о храме как таковом, а о широком комплексе строений священного характера, который возводился столетиями по воле различных фараонов, в том числе царицы Хатшепсут, Аменемхета III, Сети I. Рамзеса II и Рамзеса III. Вид Кармана, наглядно демонстрирующий крупные размеры этого комплекса и в котором, помимо его планиметрии, можно отметить распространенное применение камня в качестве строительного материала

Царь являлся представителем всего народа, посредником между людьми и богами. При сохранении жизни царю сохранялась она и для всех остальных групп. Продолжался и годовой цикл Нила с его разливами. Погребальные обряды приобретали значение по мере того, как правители и знать также испытывали желание иметь гробницу, подобную гробнице царя, которая бы обеспечила им вечную жизнь. В этом кроются истоки развития мастаб, характерной формы погребальной архитектуры высших классов. Если кладбища в принципе находились в пределах городов, то с принятием культа, нацеленного на вечную жизнь, мастабы стали группироваться, образуя улицы с правильной планировкой. Эти улицы складывались в настоящие города мертвых, удаленные от центров городов. В то же время выкристаллизовались три принципа, которые в будущем станут господствующими в погребальной практике и которые сохранятся в неизменном виде на протяжении всей истории Египта: постоянное сохранение праха усопшего, необходимость того, чтобы материал гробницы был нетленным, и кормление ка, чтобы оно могло существовать. Мастабы

Со времени III династии началось строительство некрополя Саккары к западу от города Мемфиса, что в дельте Нила, где происходило захоронение высших должностных лиц. Тогда-то и была внедрена мастаба в качестве модели гробницы, постепенно увеличивавшей свои размеры и сложность. Мастабы — это гробницы, вырытые в каменистой почве, над которыми возводится зал с наклоненными кирпичными стенами и украшенный изнутри барельефами. Как правило, они состояли из двух отдельных частей: погребальной часовни и погребального склепа. Под часовней располагался погребальный склеп, который впоследствии был включен во внутреннее помещение. Поскольку погребальный склеп представлял собой подземное пространство, доступ к нему осуществлялся через вертикальный ров, пересекавший каменный могильник и замуро-вывашийся позади гробницы. Тем самым оказывались защищенными саркофаг с домашней утварью и подношениями, необходимыми для загробной жизни усопшего.

Поначалу внешняя структура мастабы была полностью сплошной, а часовня примыкала к восточной части могильника. Когда же часовня была включена во внутреннее помещение, начиная с III династии, мастаба постепенно превратилась в более сложное строение. Погребальный склеп дополнялся различными комнатами для подношений, пока не достиг огромного числа помещений.

Поблизости от мастаб располагались другие, второстепенные кладбища. На них находились гробницы слуг, которые приносились в жертву, чтобы продолжать служить своим хозяевам в иной жизни. Наибольшее число мастаб сосредоточено в Саккаре, а также в Гизэ, хотя в своем историческом и типологическом развитии они не представляют собою какой-то единой формы и строения и существуют различные разновидности со схожей структурой.

Наличие мастаб увековечивает, даже после смерти, классовые различия, существующие в египетском обществе. В противоположность бедным погребальным строениям большинства египетского населения, мастабы высокопоставленных должностных лиц являлись настоящими погребальными особняками со множеством культовых помещений, богато украшенных настенной росписью. В ней перечислялись титулы и достоинства, которыми обладал усопший, и воспроизводились сцены повседневной жизни. Тиражировались также статуи усопшего, распределявшиеся по помещениям, чтобы посетители могли ими восхищаться. Первое великое погребальное строение

Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Речь идет о первом случае, когда идея вечной жизни находит свое архитектурное выражение. Так, многие из принятых решений послужили моделью для последующих погребальных строений. Царю Джосеру удалось встать над жрецами и сформировать централизованную политику абсолютистского характера на всей египетской территории. Он навязал принятие культа Солнца, Ра, с абсолютным верховенством над остальными богами. Произошло изменение божественной природы монарха. Царь являлся уже не сыном или представителем богов, а неотъемлемой частью самого божественного начала.

Данный архитектурный ансамбль представляет собой прямоугольное строение, окруженное по периметру двухкилометровой стеной. Внутри себя он содержит ступенчатую пирамиду, а также комплекс гробниц. Стена высотой 10 м на всем своем протяжении обнаруживает вертикальные прямоугольные каннелюры, являющие собой копирование в известковом камне стен, выполнявшихся в более ранние времена из необожженного кирпича. Она имеет четырнадцать фальшивых и одну настоящую дверь небольших размеров. Через нее обеспечивается доступ в узкий коридор, вытянутый проход; по нему можно попасть в крытое помещение, состоящее из трех пролетов, отделенных друг от друга колоннами с каннелюрами. Колонны воплощают в камне виды стволов, которые в додина-стических строениях составляли несущие опоры. Центральный пролет приподнят над боковыми, что делает возможным наличие небольших отверстий для проникновения естественного света. В боковых пролетах колонны приставлены к стене, так как в первоначальных постройках египтяне не допускали возможности наличия свободной опоры. По этой причине колонны выполняют символическую, а не тектоническую функцию. Гипостилъный зал

Гипостильный зал по красоте и разнообразию своих колонн представляет собой одно из оригинальных пространств с наибольшими художественными достижениями. В комплексе Джо-сера расположены такие формы колонн, которые будут сохраняться в архитектуре всех исторических периодов, как, например, колонны, прислоненные к стенам здания с северной стороны и имитирующие стебли папируса со стволами колонн треугольной секции и ко-локолообразными капителями. Внутри строения находится ряд дворов, наподобие площадей, по обе стороны пирамиды. На южной стороне самый большой двор предназначен для отправления ритуальной карьеры фараона, в которой демонстрирует своим подданным, что он еще вполне в форме и обладает достаточной энергией для того, чтобы продолжать свое правление. Внутри двора, расположенные на обоих концах продольной оси, находятся несколько строений: на севере — небольшой алтарь с откосом и храм; на юге — здание с фундаментом в форме В. Ступенчатая пирамида, построенная для хранения ка царя, представляет собой не что иное, как нагромождение одной на другую шести мастаб для придания большей монументальности и сохранения на гармоничном уровне пропорции по отношению к большой стене. Впоследствии полости между различными террасами были снова заполнены, что положило начало характерной для пирамид форме. Под пирамидой находится погребальный склеп, в котором хранился саркофаг и погребальная домашняя утварь, с другими прилежащими помещениями, соединяемыми коридором в форме лабиринта.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"