Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Склепы

Начиная со Среднего Царства недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы Фив способствовал развитию нового типа погребального строения — склепов, помещений, высеченных в каменистых склонах, которые окружают берега Нила.

Склепы продолжили традицию, начатую еще в эпоху Древнего Царства и состоявшую в том, чтобы строить гробницы, выдалбливая каменные стены. Утверждение модели склепа в качестве погребального архитектурного комплекса предполагает его привязку к пейзажу, в который он помещается. В отличие от Древнего Царства, где размеры пирамид контрастировали с горизонтальностью обширных песчаных пространств, склепы представляют собой не конструкцию, навязываемую горизонту, а привязку образуемых объемов к тому пространству, которым располагают окрестности. Общий вид пирамиды в Медуме, расположенной в окрестностях оазиса Эль-Файюм. Приписываемая Хуни, последнему фараону III династии, она представляет собой самую большую из ступенчатых пирамид и в своем первоначальном состоянии располагала семью уровнями, построенными из тонких блоков известкового камня. В отличие от всех трех пирамид из комплекса в Гизэ, пирамида в Медуме не выдержала испытания временем и дошла до наших дней с проблемами сохранности, как можно судить по фотографии

Внутреннее строение склепов в значительной мере сохраняет строение царских гробниц Древнего Царства, то есть простирается вглубь горы. Склепы Дейр-элъ-Бахри: гробница Ментухотепа

После периода соперничества между различными городами, приведшего к распаду страны, Ментухотеп, царь родом из Фив, воссоединил Египет под своим началом.

Для своей гробницы Ментухотеп избрал местность Дейр-эль-Бахри на левом берегу реки Нил, к югу от Фив. Там он построил большой склеп. Погребальному комплексу предшествует широкое шоссе, идущее от берега реки и окруженное статуями царя. Конец этой дороги приводит на большую площадь, где высится конструкция, выстроенная из двух ступенчатых террас. Фундамент первого уровня являет собой галерею колонн, на которой покоится гипостильный зал, имеющий вход со стороны площади по склону. Второй уровень служит основанием пирамиде, венчающей ансамбль. Новизна здесь заключается не в том, что пирамида накрывает погребальный склеп фараона, а в том, что склеп вырыт в углублении скалы за храмом. Вторая терраса имела стены наклонной формы, покрытые рельефами. Внутри гипостильный зал, состоящий из восьмигранных опор, создавал целый лес колонн, расположенных рядами.

Кроме того, позади этого святилища находится двор, окруженный колоннами, с часовней, которая предшествует месту захоронения. С одной из сторон здания, с передней площадки, имеется вход в коридор, ведущий в зал, где находилась статуя царя.

Данная гробница является последним могильником, в котором пирамида сохраняется как символическое воспоминание, указывающее на важность усопшего. От абсолютного преобладания пирамиды в Древнем Царстве был осуществлен переход к резкому сокращению ее размеров и размещению ее на второстепенном плане, между тем как важнейшее значение приобретает храм, увеличивающий число своих колонных галерей и залов. Погребальный храм царицы Хатшепсут

Через пять столетий после постройки храма Ментухотепа царица Хатшепсут из XVIII династии (Новое Царство) решила выстроить другой склеп в том же месте. Ответственным за осуществление этого проекта был архитектор Се-ненмут. Завершенное строение оказалось столь гармоничным, что здание сравнивалось с греко-эллинистическими храмами. Выделяется, в частности, симметрия пропорций и равномерное соединение каждой из частей данного архитектурного ансамбля.

Строение распределено по трехуровневым ступенчатым террасам, соединенным склонами, которые простираются вглубь ко внутренней части скал. Планировка погребального комплекса сохраняет изначальную серию из храма долины, восходящей мощеной дороги, погребального храма и погребальной часовни, высеченной в скале. План монументального комплекса в Ги-зэ. На нем видно расположение трех великих пирамид (Хеопса, Хафра и Мен-кауры) внутри этого погребального ансамбля. Рядом с ними расположены другие, более скромные гробницы. Каждая из трех главных пирамид была связана с двумя храмами, один из которых находился рядом с погребальным строением, а другой располагался в долине Нила. Оба здания соединялись длинной мощеной дорогой, как видно на представленном чертеже.

Из долины вверх к погребальному храму ведет мощеная дорога, по сторонам которой находятся сфинксы с лицом царицы, из песчаника небольшого размера. Дойдя до храма, этот ряд продолжается более крупными статуями из красного гранита. Конец дороги выходит к помещению с двумя водоемами, откуда начинается склон на колонной галерее, обеспечивающий доступ на верхний уровень. Вторая терраса являет собой большой квадрат, две стороны которого обставлены колоннами.

На северной стороне, украшенной протодорическими колоннами, имеется часовня, посвященная богу Анубису с толовой шакала и углубленная в скалу. Вид на пирамиду Хафра и сфинкса, возведенных в Гизэ в честь указанного фараона из IV династии. Этот колоссальный сфинкс выполнен в облике лежащего гигантского льва, а его лицо воспроизводит черты Хафра. Данная скульптура, в действительности являющаяся изображением бога Солнца, возвышается над двумя храмами, предназначенными культу того же божества, которые в совершенстве сориентированы с востока на запад и имеют два входа, представляющих Верхний и Нижний Египет

Обширная поверхность этой площадки использовалась как конечный пункт процессии, которая ежегодно прибывала к богу Амону из храма в Карнаке, что на противоположном берегу реки. На другом конце террасы находится святилище со сводчатой кровлей, посвященное богине Хатхор (также высеченное в скале) и имеющее вход со стороны главной площадки по склону. Внутри святилища — несколько помещений и два ги-постильных зала с колоннами, увенчанными капителями, изображающими лицо богини Хатхор (с человеческим телом и коровьим лицом). Другой склон ведет к третьей, и последней, террасе, где высится стена с целым рядом многоцветных статуй, соединяющих фигуру бога Озириса с головой царицы Хатшепсут. Этот ряд статуй выходит во внутренний двор, вмещающий на двух из своих сторон небольшие святилища; далее, уже в глубине скалистого фундамента, расположены погребальные часовни царицы Хатшепсут, а также ее отца — фараона Тутмоса I.

Задумка данного строения состояла в сочетании величественного контекста горы с гармоническим зданием. Чтобы не померкнуть на фоне гнетущих объемов каменистой скалы, архитектура должна была быть в высшей степени смелой. Сочетание архитектурных пространств со скульптурными формами стало настоящим новшеством.

В итоге все элементы сочленены настолько эффективно, что ни архитектура не обнаруживает превосходства над скульптурой, ни скульптура не затемняет чистоту строительных конструкций. Обе они взаимно дополняют друг друга, образуя тем самым единое целое.

Данный комплекс является образцовым по своей мудрой привязке к пространству; комплекс является также уникальным в контексте Нового Царства, так как в течение этого времени будут внедрены колоссальные формы и подобная задумка более не будет реализована заново. Храм царицы Хатшепсут, стало быть, не являлся собственно гробницей. Тутмос 1 ввел обычай хоронить фараонов в Долине Царей, которая представляет собой естественное ущелье, скрытое по другую сторону Дейр-эль-Бахри. Это был царский некрополь на протяжении всего Нового Царства, с гробницами, высеченными в скале.

В нем находились саркофаги с телами Хатшепсут и ее отца, помещенные в скрытые и хорошо замаскированные гробницы. Это естественное ущелье вклинивается в долину, где треугольный монолит венчает горную цепь, придавая ему пирамидальную символику.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"