Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Храмы колоссальных размеров

Храмы составляют великое архитектурное достояние Нового Царства. Именно с этих пор данные строения возводились в качестве автономных единиц погребальных комплексов и приобретали большую значимость по мере увеличения могущества, которого добивались в течение этого периода жрецы. Храмы обогащались в архитектурном отношении и достигли колоссальных размеров, не имевших аналогов в предшествующие эпохи.

Города увеличили свое могущество как религиозные центры, уважая локальные предпочтения определенных божеств. От наиболее важных центров были протянуты сети дорог, которые связывали между собою различные храмы, чтобы облегчить их посещение. После Нового Царства классический канон египетского храма был заброшен почти окончательно и вошел в употребление заново только в конце Ранней Эпохи — с XXX династии. Б этот период в Дендере был построен храм, посвященный Хатхор, фасад гипостильного зала которого, установленный на шести колоннах, можно видеть на фотографии. Спроектировавший это религиозное сооружение архитектор следовал в систематической, но упрощенной форме проекту, использованному при возведении знаменитого храма в Карнаке времен Нового Царства

В действительности храмы в большей мере, нежели обители богов, напоминали неприступные замки и задумывались как культовые места, а не как центры для стечения народа. Простым людям разрешалось входить лишь во двор, ближайшее после входа пространство храма. Храм являет собой обитель бога, укромное святилище, которое должно оставаться закрытым перед внешним миром. Пространства его внутренней части постепенно сужаются по мере продвижения внутрь, где распо- ложена целла. Это то место, где находится статуя бога. Доступ сюда имели только верховный жрец и фараон. Вход в храм

У входа в храм возвышались две трапецеидальные башни, расположенные по обе стороны ворот и символизировавшие оба берега Нила. Они также относились к двум горам, которые располагались по сторонам солнечного диска, закодированным в иероглифической надписи в виде бога на горизонте. Их стены были украшены вогнутыми рельефами.

Эти башни, или пилоны, превратились в наиболее характерные элементы храмов. Они выполняли функцию по изолированию святилища и проведения границы между мирским и священным пространствами, являя собою символический и физический порог, который обеспечивал доступ в божественную обитель.

Напротив пилонов, стоявших по сторонам ворот, находились обелиски, которые, словно часовые, охраняли вход в храм. Форма обелисков, высеченных в виде ровных квадратных монолитов и увенчанных небольшой позолоченной пирамидой, заключала в себе символическое значение. Первые лучи Солнца освещали верхушку пирамидона, а затем опускались на землю, отмечая таким образом божественное место. Фронтальный вид храма, построенного царицей Хатшепсуг в Дейр-эпь-Бахри (Фивы). Детище архитектора Сененмута, эта постройка религиозного назначения в действительности является святыней, высеченной в скалистом склоне, с двумя ярусами террас. Кроме того, позолоченный хроматизм использованных в ее строительстве известковых материалов легко принять за цвет охры камня склона

За пилонами располагался двор с колоннами, которые могли быть расставлены весьма разнообразно, поскольку они расзмещались по двум сторонам или по всем четырем, образуя крытую галерею. В данном случае сочетались капители в форме колоколов, которые символизировали открытый папирус или нераскрытый цветок лотоса. Двор вел в гипостильный зал, закрытое помещение, кровля которого, опиравшаяся на множество колонн, возвышалась на двух разных уровнях, причем ее центральная часть была выше боковых. Этот перепад уровней оставлял свободные проемы, которые позволяли свету проникать в зал. Тем не менее освещенность была слабой, поскольку свет фильтровали жалюзи, которые частично покрывали проемы. За гипостиль-ным залом (иногда их было несколько) находилось настоящее святилище, состоящее из нескольких часовен. В египетском строительном искусстве прекрасное развитие получили колонны, они в стилизованной форме напоминали растения, которые произрастали нананесенном рекой Нил плодородном гумусе. Их основания подражали стеблям цветов или стволам пальм, а капители раскрашивались в различные цвета, чтобы они напоминали листья и цветы.

Потолок, подражание небесному своду, был усыпан звездами, раскрашенными на своих концах в разные цвета — красный, желтый или черный, в зависимости от того, помещались ли они в храмах или склепах.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"