Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Храмы Амона

Во времена Нового Царства Фивы превратились в политический и религиозный центр империи, отчего их триада богов — прежде всего сам Амон, его супруга Мут и его сын Кхон — приобрела исключительное значение. В результате храм Амона был провозглашен центром, от которого зависела широкая сеть храмов, расположенных недалеко от него, в окрестностях Фив, как, например, храмы Карнака и Луксора, и даже в более отдаленных областях. Вид на вход в храм Амона в Луксоре. Здесь вьаделяются обелиск (высотой 25 м), один из двух обелисков, которые возвышались у входных ворот храма, а также две колоссальные статуи сидящего Рамзеса II. На всех четырех сторонах обелиска (символа Солнца), пирамидон, который первоначально был покрыт позолоченной бронзой, Рамзес II изображался молящимся Амону-Ра. Остальная поверхность покрыта иероглифами, высеченными и раскрашенными в красный цвет ради их возвеличивания Храм в Карнаке

Карнак представляет собой комплекс священных построек, возводившихся на протяжении многих столетий сменявшими друг друга фараонами. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.д., окруженное стеной из необожженного кирпича с трапецеидальным периметром. Этот архитектурный комплекс начал увеличивать число своих построек с XVI века до н.э.

Храм Амона является главным строением в Карнаке, в своем центре имеющим форму типичного храма с его пилонами, вестибюлями, гипо-стильным залом и святилищем. К этому центру прибавлялись различные дворы, пилоны, гипостильные залы и другие вспомогательные храмы, так что окончательный вид представляет собой целую серию зданий и сложных архитектурных строений. Египетские храмы, помимо церемониальных помещений, имели многочисленные апартаменты, которые по мере удаленности от святилища становились все более крупными и лучше освещенными. Среди них стоит упомянуть гипостиль-ные залы, монументальные пространства, которые включают в себя обширный комплекс колонн. Эти залы являют собою наивысшее после пирамид достижение египетской архитектуры. Гипостильный зал в Карнаке является одним из крупнейших в мире. Фактически речь идет о целом лесе похожих на бумагу колонн, украшенных выгравированными надписями и сценами, как можно заметить на данной фотографии. В нижней части страницы находится рисунок, воспроизводящий вход в большой гипостильный зал храма в Карнаке

В своей южной части он соединяется со святилищем Мут, богини плодородия, усеянной пилонами дорогой, которая ведет во внутреннее помещение, где ее продолжает аллея сфинксов. Параллельно этой аллее начинается другая священная дорога, ведущая опять же в южном направлении, к великолепному храму в Луксоре. В Фивах находится знаменитый храм в Карнаке, в высшей степени божественная святыня, посвященная Амону-Ра. Грандиозное творение, постепенно преобразовывавшееся и расширявшееся, храм в Карнаке являлся вечным творением, в котором каждый фараон — от начала строительства и до периода римского господства — стремился запечатлеть свое правление. Комплекс состоит из трех ансамблей, два из которых соединены величественной аллеей со сфинксами. Хотя они и связаны друг с другом, каждый из них защищен своей собственной стеной

Внутри храма за первым пилоном и большим двором находится второй пилон, который ведет в гипостильный зал. Считающийся наиболее символическим во всей египетской архитектуре, этот гипостильный зал был построен под покровительством фараона Рамзеса II.

Данный зал в действительности является колоссальным комплексом из 134 колонн грандиозных размеров (103 м длиной и 52 м шириной), которые образуют разделяющую зал ось, создавая таким образом длинный и широкий процессуальный коридор. Число и размеры колонн создают у посетителя впечатление, будто он попал в густой лес.

Этот эффект усиливается формой колонн, капители которых напоминают, хотя и в весьма стилизованном виде, цветки папируса с открытыми и закрытыми лепестками. Многоцветность, в настоящее время утраченная, несомненно, также способствовала достижению такого эффекта. Вид с самолета позволяет оцепить архитектурное устройство комплекса в Карнаке

Гипостильные залы изображают в символической форме совершенство устройства космоса и по этой причине имеют религиозно-духовное значение. Они сами по себе образуют настоящую Вселенную, состоящую из единения земного со сферой небесного, природы с самым священным. Храм в Луксоре

Храм в Луксоре, первый из характерных для Нового Царства храмов, приобретший неизменную планировку, был построен Аменхотепом III в XIV веке до н.э. с последующими пристройками Рамзеса II (13 в. до н.э.). Двор представляет собой ту часть, которая выделяется из всего комплекса красотой своих гранитных колонн. Эти колонны окружают три стороны двора двойным рядом со стволами, покрытыми дольчатыми канавками, символизирующими связки папируса, и с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. Изысканность этих форм заставляет считать храм в Луксоре самой утонченной постройкой в египетской культуре. Вид леса расположенных рядами колонн в форме папируса, которые образовывали три стороны перистильного двора храма в Луксоре. Этот храм, построенный фараоном XVIII династии Аменхотепом III, превратился по своей элегантности в архетип для других, более поздних построек религиозного назначения. Тем не менее это сооружение было зависимым от великого храма в Карнаке, так как он использовался исключительно в процессии, посвященной богу Амону, по случаю Нового года

Колонны выглядят не так, будто они выполняют функцию поддерживающих элементов, а создают впечатление, словно они свободно поднимаются до небес в устремленности к божественному.

Храмы Рамзеса II

Фараон Рамзес II распорядился построить в южной части Египта, Нубии,, два храма в ознаменование своих военных подвигов. Большой Храм посвящен фигуре самого фараона, а Малый построен в честь его супруги Нефертари. Это храмы с таким же строением, как и склепы, поскольку их пространства углубляются в гору. Тем не менее они выполняют не погребальную функцию, а исключительно почетную и культовую.

Большой Храм имеет эффектный фасад, у которого возвышаются четыре грандиозных статуи фараона, каждая высотой 21 м. Эти сидящие фигуры, часовые храма, производят впечатляющий эффект на зрителя. Внутри горы находится храм со многими разрушенными помещениями (вестибюлем, гипостильным залом и святилищем), расположенными вдоль оси. В первом зале имеется 8 установленных на опоры статуй Озириса и другие боковые залы, которые служат в качестве складских помещений. Далее перед святыней находится атриум с четырьмя пилястрами, ведущими в помещение, в котором расположены статуи фараона и бога Пта. В течение двух равноденственных дней в году Солнце проникает в ворота храма и освещает статую фараона, расположенную в конце святыни. Тем самым движение светила воплощает символическую связь между фараоном и богом Солнца Ра. Бог своими лучами придает сакральный характер фигуре фараона.

Снаружи, по сторонам входных ворот расположены четыре колосса. У ног фараона — ряд статуй, изображающих мать и детей фараона, в небольших размерах. Обескураживающий контраст между статуями фараона и его родственников, должно быть, объясняется иерархической картиной. Колоссальный размер фараона символизирует тем самым его ранг.

Малый Храм был посвящен Нефертари, супруге Рамзеса II, и богине Хатхор. На фасаде в попеременно расположенных нишах шесть колоссальных статуй высотой по 10 м воспроизводят царицу, Рамзеса II и богиню Хатхор.

Как Большой, так и Малый Храм понадобилось перенести после строительства Ассуанской плотины во избежание их неизбежного затопления водой.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"