Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. В модели сидящей статуи фигура сочленяется под прямыми углами, образуя единое целое из двух планов блока — одного вертикального, а другого горизонтального.

Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем. Если и существовали в Египте скульптурные изображения, отклонявшиеся от скрупулезности, диктовавшейся официальными канонами, то они всегда относились к личностям из низшего класса, образы которых воплощались в момент осуществления повседневных видов деятельности. Напротив того, фараонов и богов можно было воспроизводить не иначе, как во время таких действий, которые воспроизводили свойственное их рангу величие. Одной из наиболее часто употребимых техник в изображении лиц царского достоинства являлась сидящая статуя, абсолютно статичная и отвечающая канонам фронтальности и симметрии.

Ноги располагаются параллельно с босыми ступнями, и нередко между ними оставляется каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Тем самым господствует упрощенность форм совместно с подлинной геометрической правильностью. Такая схема композиции является одинаковой для всех сидящих скульптур. Сидение превращается в абстрактный план, присоединенный к туловищу, что придает жесткость фигуре. Аннулируется, таким образом, любое присоединяемое к ней отношение, за исключением иероглифических надписей, сообщающих данные об изображенном персонаже. Не подпадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле с несколько оттопыренными от остального туловища руками и ногами, однако при сохранении осевой симметрии.

В изображениях фараонов и лиц высшего социального ранга персонажи выглядят вне времени. Скульптурные каноны следуют, кроме того, строго установленному применению раскраски: красновато-коричневый цвет для мужчины и бледно-желтый для женщины. Цари изображаются с рядом характеризующих их атрибутов.

Как правило, монархи изображаются с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, и с головой, покрытой двойной короной Нижнего и Верхнего Египта. Профиль лица и верхняя часть туловища сидящей фигуры фараона IV династии Хафра из Гизэ, выполненной из диорита и хранящейся в Египетском музее Каира. Б этой скульптуре фараон был изображен с головой, защищенной раскрытыми крыльями бога Гора, от которого, как считалось, он происходил. Превосходно высеченная, несмотря на трудности обработки из-за твердости материала, эта скульптура в великолепной форме передает апофеоз божественного величия в Древнем Египте

Одна из статуй, которые прекрасно подытоживают скульптурный архетип сидящей модели, принадлежит царю Хафру из IV династии, чьи многочисленные изображения были обнаружены в различных каменных материалах. Фигура царя защищена крьшьями бога Гора. Этот бог в своем соколином облике обнимает своими крьшьями — со стороны спины — голову царя в момент вселения божественного духа. Царь считался прямым потомком Гора, бога-сокола, который, в свою очередь, являлся сыном Озириса. Туловище составляет еди- ный блок с троном, а руки прижаты к торсу. На барельефах вырезаны цветы Верхнего и Нижнего Египта.

В модели персонажей, изображенных стоящими, туловище пребывает в выпрямленном положении, а его объем равномерно распределяется по обе стороны оси. Как правило, руки вытянуты вдоль туловища со сжатыми кулаками, а левая нога выставлена вперед, начиная шаг. Великолепным примером такой типологии служит двойная статуя Ниматседа (Каир, Египетский Музей) времен V династии. Она дубликатом изображает в раскрашенном известковом камне жреца Ниматседа. Обе фигуры высечены в едином каменном блоке, который служит им пьедесталом и фоном, причем повторение той же фигуры выполнено действительно в строгой симметрии. Нанесение краски подчеркивает отдельные черты персонажа, например, тонкие усы.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"