Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Прочие скульптурные изображения

Лица, не обладающие божественным саном, такие как чиновники и слуги, ваяются с большим реализмом. Таким образом, возникает скульптура такого рода, которая изображает профессии или конкретные типы людей, таких как писцы и семейные группы. В действительности скульптура всегда обращается к типологиям, которые содержат в себе различные социальные категории, а не конкретных индивидуумов.

Образцовыми являются фигуры женщин из числа служанок, выполненные из раскрашенного известняка различных размеров, такие, как «Мельничиха» (Каир, Египетский музей), относящаяся ко времени V династии. Служанка стоит на одном колене, а второе расположено между ее руками, служа ей плоской мельницей. Эта фигура схватывает движение и полностью порывает с вышеупомянутыми схемами. Фигуры, не принадлежавшие персонам царского сана, наделялись некоторым реализмом, несмотря на выполнение ими функции, связанной с потусторонним миром. Семейная группа карлика Сенеба (известняк с росписью высотой 104 см) из гробницы в Гизэ (Каир, Египетский музей). Б указанной группе вьщеляются выражения лиц и стремление художника смягчить диспропорцию супружеской пары благодаря большему объему головы и нестандартному расположению рук и ног супруга

Тот факт, что изображается человек, принадлежащий к низшей социальной категории, позволяет воплощать сцены, наполненные жизнью и временем. Поэтому исчезают жесткость и монументальный характер. Другая фигура, «Хозяйка пивной» (Каир, Египетский музей), также относящаяся ко времени V династии, изображена стоя, с туловищем, наклоненным над большим резервуаром для выжимки ячменя. Часто встречаются также семейные группы, в частности супружеские пары, которые могут изображаться стоя или сидя, хотя чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя. Нередко обе такие фигуры обнимают за талию друг друга.

Изображение детей распространено в меньшей степени, хотя они также фигурируют в семейных группах, особенно в период религиозной реформы фараона Аменхотепа IV, который внедрил крупные изменения в скульптурную тематику и каноны.

Одной из таких семейных групп является семья карлика Сенеба времен VI династии. Супружеская пара изображена сидя. Оба ребенка, изображенные в уменьшенном размере, стоят перед ними, прислоненные к каменной стене в том месте, где находились бы ноги отца, если бы он не был карликом. Различие в выражениях лиц — серьезное у Сенеба, сладострастное у его супруги и миловидной робости у детей — придают всей группе бесспорное очарование.

Встречаются и скульптуры такого типа, которые, не становясь свободными, являются почти что круглыми силуэтами. Речь идет о статуях-рельефах, которые изображены на стенах мастаб и склепов, составляя неотъемлемую часть собственно архитектуры. Их типы являются теми же — сидящими или стоящими; первоначально они покрывались разноцветными красками. В таких случаях камень покрывался слоем штукатурки, на который затем наносилась живопись.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"