Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЕГИПЕТСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Скульптура Нового Царства

Во времена Нового Царства Египет на основе военных завоеваний окончательно втягивается в отношения с азиатским миром, что положило начало тесным культурным связям, которые обогащают художественные произведения. Строительный импульс этого периода порождает мощное развитие скульптуры. Создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Их считали посредниками между миром богов и земным миром. Существовали многочисленные репродукции в миниатюре, которые выполняли функцию амулетов или идолов и которые из-за их небольших размеров можно было легко переносить. Колоссы продолжали следовать типажам египетской скульптуры, сидящим или стоящим, и в этом случае они несли в себе классические атрибуты бога Озириса: скрещенные на груди руки с бичом и посохом, длиннополую мантию и ноги вместе. Они обычно расставлялись группами, по два или по четыре. Вид великолепных колоссов у входа в спео, высеченный в скале храм Рамзеса II в Абу-Симбеле, Нубия. На их лицах бросается в глаза явная сжатость губ, которая подчеркивает снисходительную улыбку, характерную для эпохи Ра-мессидов. Эти высеченные в скале колоссальные статуи представляют собой одно из бесчисленного множества изображений этого фараона, продолжительное царствование которого длилось 67 лет. Рамзес II являлся, кроме того, одним из наиболее часто изображавшихся суверенов, и выполненные с него скульптуры отвечают всевозможным манерам и качеству

Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков называются «Колоссами Мемнона». Они являются частью храма Аменхотепа III, однако преемники этого фараона разрушили храм, и колоссы остались обособленными, как пара одиноких титанов на фоне пейзажа. Они изображают Аменхотепа III сидящим на троне. По бокам имеются небольшие скульптуры женских фигур, которые изображают супругу и мать фараона.

Все четыре колосса, которые стоят по сторонам у входа в спео Рамзеса II в Абу-Симбеле (на границе с Нубией), высечены в скалистом склоне. Они составляют гигантский фасад высотой 20 м, на котором сидящий фараон сторожит вход. Обособленная скульптура

Обособленная скульптура имеет в основном ту же типологию, что и в предшествующий период, хотя одновременно обнаруживает азиатское влияние, проявляющееся в любви к деталям и скрупулезности, с которой ваяются наряды и остальные одеяния. Восточный вклад не изменяет, однако, соответствие скульптур потребностям скульптуры крупных размеров. От XVIII династии осталось мало образцов, предшествующих правлению царицы Хатшепсут. Именно с тех времен восточное влияние обнаруживает свою полную включенность в скульптуру, однако в равновесии с египетской эстетикой. В храмах увеличивается число статуй сидящих фараонов, с придающими им вечность хладнокровными и невозмутимыми лицами, что являет собою отход от реалистичных тенденций предшествующих периодов.

Существует множество статуй царицы Хатшепсут из склепа Дейр-эль-Бах-ри. В числе самых прекрасных фигурирует статуя, которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка, выполненная из белого мрамора. В ней высоко расценивается женское тело, изображенное без притворства, с весьма упрощенными в геометрических плоскостях объемами, а также лицо с нежными формами, которое подчеркивает тщательную полировку камня.

От Тутмоса III, одного из самых воинственных фараонов, сохраняется скульптура в позе стоя, из зеленого базальта (Каир, Египетский музей), которая являет нам черты, весьма похожие на черты царицы, с лицом, тронутым легкой улыбкой. Его тело, молодое и атлетическое, полностью отвечает идеальному архетипу. Так называемые «кубические статуи»

На протяжении данного периода в изобилии возникает новая типология, называемая «кубической статуей» из-за своего сходства с этой геометрической фигурой. Данный скульптурный тип представляет собой сидящую фигуру с приподнятыми коленями, полностью покрытую мантией, из которой выделяются лишь голова, руки и ступни. Единственной частью фигуры, действительно отделанной во всех деталях, является голова, так как в большинстве случаев руки и ноги почти скрыты в каменном блоке. Поза, которая позволяет заключить туловище в простой куб, обеспечивает обширную площадь, предназначенную для надписей. Скульптуры данного типа предназначались для храмов, где они с царского позволения помещались в крытые галереи и гипо-стильные залы в знак вечного поклонения богам. Таковой является статуя Сеннефера, товарища по оружию Тут-моса III, выполненная из серого гранита и хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Совершенная полировка поверхности выделяет иероглифическую надпись, которая покрывает пьедестал и мантию; в ней перечисляются гражданские и военные посты, которыми обладал изображенный. Другой тип «кубической статуи» включает ребенка на руках в качестве изображения Сененму-та, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут.

Другие статуи, подобные «кубической» модели, представляют собой варианты, изображающие руки, вытянутые вдоль тела, а также руки, лежащие на бедрах. Ноги при этом покрыты фалдой, на которой имеются надписи. Обращают на себя внимание статуи управляющего делами Аменхотепа III Аменхотепа, изображенного на различных этапах своей жизни: молодым писцом с вдумчивым видом или погруженным в свои мысли стариком. В обоих случаях имеются надписи, повествующие о его жизни. Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне

Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахе-натон, перенеся тем самым всю свою веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле. От отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахе-натон перенес столицу к северу от Фив и основал город Телл-эль-Амарна, где учредил центр культа Атона. Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор

Там были открыты ремесленные мастерские, в которых воплотилась новая иконография. Каноны не подверглись радикальному изменению. Был внедрен ряд изменений, подчеркивавших выразительность лица, отойдя тем самым от модели «вечной молодости». Эхнатон возвел в Карнаке храм Солнца (ныне не сохранившийся), в котором имелась колоннада, окруженная опорами с изображавшими его статуями. Из этой группы колоссальных статуй сохранилось 28 экземпляров, распределенных между Египетским музеем в Каире и Лувром. Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу

Лицо фараона вытянуто, и череп обретает яйцевидную деформированность. Глаза — раскосые, миндалевидные, губы — весьма мясистые. Шея обнаруживает преувеличенную стройность, а грудь выглядит впалой. Линия таза опущена до такой степени, что на нее грузно опускается живот. Конечности — руки и ноги, худощавые по сравнению с туловищем, производят впечатление хрупкости. Как результат, данная фигура источает таинственное сияние, необычным образом деформирована и выглядит более человечно, нежели статуи предшествующих эпох. Бюст царицы Нефертити

Требования нового стиля поддерживались также в скульптуре высших сановников. Основными сохранившимися чертами были длина шеи и деформированность черепа. Обе эти характерные черты запечатлены также в одном из самых знаменитых и расхваливаемых в египетской скульптуре бюстов — бюсте царицы Нефертити.

Этот бюст супруги Эхнатона являет собой портрет из расписного известкового камня с инкрустацией глаз стеклом. Элегантные черты ее лебединой, необычайно стройной шеи еще более подчеркиваются голубой тиарой, которая венчает ее голову. Чувственные линии ее губ, скул, подбородка и носа придают ее лицу в высшей степени стилизованную красоту. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женского тела. Сладострастие без какой бы то ни было сдержанности проступает под тонкой прозрачной тканью, покрывающей тело. Профиль бюста царицы Нефертити (раскрашенный известняк высотой 48 см). Это творение хранится в Археологическом музее Флоренции (Италия) и считается одним из наиболее совершенных художественных выражений в мировом искусстве. Нефертити разделяла с Эхна-тоном, своим супругом, глубокое преклонение перед Атоном. Как и в других изображениях супруги монарха-еретика, в этой скульптуре подчеркивается длина шеи и другие черты лица, чтобы представить ее в соответствии с восточным идеалом сладострастия

После смерти Эхнатона культ Амона был реставрирован, хотя отдельные из введенных его доктриной новых оттенков сохранили свою силу, как это можно заметить по гробнице его преемника Тутанхамона. В ней были найдены многочисленные предметы, которые еще соответствуют стилю Амарны. Среди них выделяется серия из четырех статуэток из расписного дерева. Речь идет о богинях, охраняющих внутренности покойника, облаченных в облегающие тело туники, которые позволяют различить женские формы.

Любопытно, что у этих статуй голова повернута набок, как бы требуя к себе уважения, — поза, которая отклоняется от строгого закона фронтальности в египетской скульптуре.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"