Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЖИВОПИСЬ И РЕЛЬЕФЫ

Декоративные виды искусства

Египетское искусство проявляло большой интерес к совершенствованию формы в любом из ее проявлений. Культовые предметы и предметы повседневного пользования определялись функциями, для которых они предназначались. В эстетическом плане первенство отдавалось качеству материала и простоте форм. Ценность предмета повышалась при надлежащем украшении, которое, согласно утонченному вкусу египтян, имело в основном зооморфный характер. Колье из покрытого тазурью жемчуга, относящееся к гробнице Тутанхамона. Это прекрасно сохранившееся украшение, несмотря на свою археологическую ценность, является одним из самых бедных предметов, найденных в гробнице. Предназначенный для погребальных целей, этот тип украшения, вероятно, имитировал праздничные ожерелья

Для снабжения Египта необходимыми материалами была создана сеть непрерывных поставок и торгового обмена с другими регионами. Так, дерево ввозилось из Библа (Финикия); рудники Синая давали медь и темную бирюзу; ляпис-лазурь привозили из Месопотамии. Золото, напротив, добывалось в шламе Нила. Когда его запасы истощились, оно стало ввозиться из Нубии. Обмен вызывался также его магическим характером. Помимо всего прочего, в египетской цивилизации имел обыкновение осуществляться обмен фетишами, амулетами и другими драгоценными камнями, предназначенными придавать силу и обеспечивать защиту их носителям. Элегантное опахало, или церемониальный веер из дерева, покрытого золотом (Каир, Египетский музей), с несколькими приспособлениями на краю для закрепления перьев страуса. Б символической форме его легкое движение должно было обеспечивать усопшему освежение, необходимое для загробной жизни

Богатство выступало гарантом бессмертия и сопровождало покойников в иной жизни; вот почему усопших хоронили вместе со всевозможными материальными предметами — от мебели до маленьких гребешков и драгоценных украшений. Открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии, в начале XX в. удивило необычайным изобилием золота, которое покрывало статуи, предметы мебели. Это самая полная из всех найденных коллекций домашней утвари, и она демонстрирует изящество и утонченный вкус, с которыми сильные мира сего готовили себе последнее пристанище, делая его зеркальным отражением реальной жизни. Профиль маски Тутанхамона (Каир. Египетский музей), которая воспроизводит с большой точностью и реализмом лицо фараона, умершего в ту пору, когда ему едва исполнилось двадцать лет. Она изготовлена из золота с инкрустациями ляпис-лазури, темной бирюзы, сердолика и других твердых камней и содержит цитату из «Книги мертвых», выгравированную на тыльной стороне

Предметы туалетного столика, нарядные лопатки, мастерки и дарохранительницы были превосходно украшены зооморфными и антропоморфными деталями, вырезанными из дере- ва или слоновой кости. Многочисленные нарядные ложки, такие, как «Пловчиха» (Париж, Лувр) соединяют фигуры людей и животных в совершенное по форме и назначению приспособление. В данном случае тело девушки служит ручкой, а перья селезня — сосудом для ароматических мазей. Одна из многочисленных уменьшенных копий царских лодок (Каир, Египетский музей), которая была найдена в сокровищнице данной гробницы. Предназначенная для использования фараоном в его загробном путешествии, она, вероятно, была точным воспроизведением некоей лодки, которой он пользовался при земной жизни

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"