Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО ЕГИПТА

ЖИВОПИСЬ И РЕЛЬЕФЫ

Ювелирное дело

Золото — это тот металл, чьи естественные свойства — пластичность, блеск и неизменность — наилучшим образом отвечают требованиям египетского ювелирного дела. Этот металл нашел себе поистине широкое применение как в ювелирном деле, так и в украшении дерева, камня или других материалов. Оно являлось символом плоти господней, цветом вечности. Им покрывали маски мумий и деревянные саркофаги. В Новом Царстве уплачиваемая завоеванными областями дань щедро расточалась посредством применения золота для всевозможных украшений и ювелирных изделий. Меньшее распространение получило использование серебра и меди.

Драгоценные украшения (кольца, серьги, колье или браслеты) служили украшением независимо от пола и имели причудливые формы. Сохранялись образцы времен Древнего Царства. Стоит упомянуть бусинки ожерелий — из отделанной стеклом керамики или из золота; либо браслеты из гробницы Хетефера, которые обнаруживают изящные формы бабочек и инкрустаций из ляпис-лазури, яшмы, а также темной бирюзы.

В эпоху Среднего Царства достигается наивысшее совершенство и элегантность ювелирных изделий. Выделяются диадемы принцессы Хемет, сделанные из тончайших золотых нитей, имеющие формы цветов с инкрустациями из ляпис-лазури, темной бирюзы и сердолика. В этот период вошло в моду колье с наплечниками, задуманное, в принципе, для защиты от солнца. Среди настольных предметов эпохи Нового Царства, предназначенных как для земной, так и для загробной жизни, выделяются нарядные ложки. Один из этих предметов — -Пловчиха" (резное дерево и слоновая кость, 32 см) — датируется эпохой XVIII династии и в настоящее время хранится в Лувре. Эта утонченная резьба изображает служанку, несущую сосуд для ароматической мази, который украшен головой селезня

В последующие времена оно превратилось в принадлежность одежды и отличительный знак социального статуса. Оно состоит из сцепленных между собой концентрических колец из металла и кожи, с многочисленными драгоценными камнями. Самые красивые образцы принадлежали Сенусерту I и Сенусерту III. В гробнице Тутанхамона был найден прекрасный образец в форме крылатого жука, сделанный из золота и ляпис-лазури.

В эпоху Нового Царства увлеченность тяжеловесными формами способствовала развитию филиграни, которая применялась к орнаментации азиатских веяний с изобилием инкрустации камнями ярких цветов, сделанными из стеклянной отливки. Кольца и браслеты Рамзеса II с зооморфическими фигурками круглого объема являют собою наилучшие тому примеры.

Технологии обработки металлов для изготовления посуды и других предметов были весьма развиты. С высоким мастерством применялись как чеканка, так и гравировка, инкрустация и филигрань. Голова Гора в золоте и обсидиане (Каир, Египетский музей), относящаяся к находкам в Гиеракон-поле эпохи VI династии, представляет собой одно из самых изящных ювелирных изделий, сравнимое, кроме того, со скульптурным произведением.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"