Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

АРХИТЕКТУРА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Первые храмы

Первые находки архитектуры религиозного назначения датируются протоисторическим периодом, V тысячелетием до н.э. В них можно проследить последующие изменения типового храма, главного сооружения религиозного назначения. В ранние времена возводились святилища для хранения подношений и совершения жертвоприношений богам. Возникновение храмов отражает распространение культа, для отправления которого верующие созывались в коллективные места. Так осуществляется переход от маленьких статуэток, расположенных в семейных жилищах, к святилищам богов.

Эти первые храмы возводились по проекту семейного жилища. Прямоугольный фундамент был характерен для обеих построек на протяжении всего V тысячелетия до н.э.

Впоследствии жилище приняло фундамент более квадратной формы, между тем как строение храма продолжало оставаться простым прямоугольным фундаментом с алтарем в центре для подношений. Храм был открыт для всех верующих. Месопотамская архитектура использовала не камень (потому что в регионе не было этого вида строительного материала), а сырые глиняные кирпичи, то есть лишь просушенные на солнце. Этот хрупкий материал предполагал строительство стен значительных размеров и постоянное перестраивание. Фрагмент стен, которые составляли Ворота Иштар (Вавилон), возведенных в третий раз между VII и VI столетиями до н.э. и имевших толщину около 25 м.

В Эриду, самом древнем шумерий-ском городе, имеется 18 храмов, расположенных рядом друг с другом. На высоте XIV, относящейся к Эль-Обеиду, можно воспроизвести фундамент здания весьма скромных размеров, предназначенного для отправления религиозных обрядов. Это прямоугольная постройка, возведенная на уровне земли, с толстыми стенами, а вход в нее осуществляется через единственную входную дверь. Она ведет к складскому помещению, где имеется стол в центре для подношений, изготовленный из необожженного кирпича, а в конце зала — пространство в форме квадратной абсиды с алтарем богов.

Такая типология сохранялась до конца I тысячелетия до н.э., тогда как почти во всей Месопотамии святилища эволюционировали к формам, которые помещали здание на платформу, иногда достигавшую грандиозных размеров. На высоте XIII поселения Тепе-Гавра, на севере Месопотамии, в течение IV тысячелетия до н.э. были возведены три храма, один из которых уже обнаруживает черты типологии более позднего строительства монументальных святилищ. Речь идет о здании, спроектированном с точки зрения унитарного видения. У него прямоугольный фундамент с одним залом. Стены образуют ниши, которые позже уступили место часовням. Поверхность стен прерывается равномерным чередованием контрфорсов, выполняющих, помимо своего прямого назначения, декоративную функцию. Эволюция архитектуры храмов

Между IV и 111 тысячелетиями до н.э. земледельческое общество претерпело изменения. Население сосредоточилось в городах, обустроенных вокруг храмов. Храмы становятся центрами, которые распоряжаются имуществом населения через посредничество жрецов. Тем самым храмы приобретают возрастающее значение.

В городе Уруке обнаруживаются остатки, позволяющие констатировать наличие градостроительной организации со сложной архитектурой религиозного назначения. В Уруке был построен самый значительный шумерийский религиозный центр, посвященный богам Ану и Иннине. Архитектурный замысел святилища претерпел изменения. Оно не располагалось более на уровне земли. Снаружи были сооружены возвышающиеся платформы, а стены — покрыты известковым камнем. Применялся также плоско-выпуклый кирпич, который придавал стенам характерную рустованную форму. Храм проектировался как место обитания божества с различными церемониальными залами. Внутренне пространство делилось на многочисленные смежные часовни с прямоугольным основанием, предназначенными для жертвоприношений. Целла располагалась на продольной оси с перпендикулярными залами. Вокруг центральной зоны начинались вспомогательные помещения и залы, предназначенные для складов, мастерских и жилья для жрецов. Иллюстрация воспроизводит основные архитектурные характеристики наиболее распространенного типа ме-сопотамского храма, построенного на одной или нескольких террасах, со святилищем в глубине, но с предназначенным для жертвоприношений алтарем, расположенным снаружи, у подножия земляной насыпи. Монотонность, придаваемая одноцветным оттенком высушенной на солнце глины, преодолевалась сочетанием света и тени, которые образовывали пилястры и ниши, встроенные в фасады

Замысел храма менялся, и происходило растущее физическое отчуждение между верующим и богами. Так, первоначально единое пространство для верующих и статуй богов все более дифференцировалось. Храм окружала стена, устанавливая тем самым барьер между внутренним священным пространством и внешним мирским.

В Уруке было построено множество храмов, наиболее монументальным из которых был храм D, возведенный к 3000 году до н.э. размерами 30 х 50 м, который имел фундамент в форме буквы Т.

В другом здании, Белом храме У рука, структурные принципы были более смелыми, особенно в том, что относилось к изменению вертикального разреза. Он был сооружен на платформе, возвышавшейся над постройками предшествующих времен. Речь идет о ступенчатой многоэтажной башне, на вершине которой возвышалось святилище с побеленными стенами. Вход на вершину пролегал по откосам, которые связывали между собою различные террасы и облегчали доступ наверх. Внешние наклонные стены были укреплены пространными контрфорсами, которые, помимо своей строительной функции, обладали также символикой для изгнания злых духов. Внутреннее пространство состояло из целлы с боковыми помещениями. Алтарь возвышался на одном из углов целлы в виде платформы с парадной лестницей. Перед ним располагался кирпичный стол, предназначенный для подношений.

Периметры обнесенных стенами помещений в храмах с течением времени обретали разнообразные формы, как, например, овальный храм Хафайи, относящийся примерно к 2700 г. до н.э. В нем увеличено число помещений под мастерские, склады и сферу услуг. За пределами стен узкие переулочки связывали храм с другими жилищами и помещениями, которые также использовались для входа в храм. Впоследствии эти расширения исчезли, поскольку необходимая общине храма провизия стала храниться за пределами священных помещений, а помещения, расположенные в пределах стен храма, предназначались лишь для подношений.

Этот храм воплощает на практике процесс абстрагирования, посредством которого внутреннее пространство проектируется разделенным и обнесенным стенами. Постепенное возвышение храма отражает устремленность всего народа, который желает устранить пространство, отделяющее его от богов, чтобы установить с ними более тесное отношение.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"