Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

АРХИТЕКТУРА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Зиккураты, или связь со священным

Эволюция формы храмов обусловлена двумя фундаментальными изменениями, которые, с одной стороны, относятся к их функции, потому что храм перестает быть крупным хранилищем урожаев, а с другой — к их внутреннему пространству. Так, мало-помалу стали вырисовываться внешние массивы строений, которые демонстрировали толстые стены, подкрепленные большими пилястрами.

Первоначально рядом с храмами возвышалась башня с несколькими этажами, однако с конца IV тысячелетия до н.э. сами храмы возвышаются над искусственными террасами, присоединяясь к башне. Начиная с III тысячелетия до н.э. эти башни, называемые зиккура-тами, становятся важнейшей составной частью храма, размещаясь в том же обнесенном стенами пространстве. Их монументальные размеры и четко определенная типология устанавливаются около II тысячелетия до н.э. Рисунок с репродукцией архитектурного строения зиккурата. Подобно усеченной пирамиде, он возвышался последовательными и все меньшего размера террасами, которые сообщались между собою лестницами, чтобы облегчить подъем на верхнюю платформу, предназначавшуюся для часовни бога. Возведенные рядом с храмами, эти уникальные сооружения служили местом обитания богов и благодаря своей высоте представляли собой прекрасные астрономические обсерватории

Зиккураты выглядят как громадный массив, образуемый ступенчатыми террасами, которые служат фундаментом храму, расположенному в верхней части. Ступенчатость террас создает нисходящую пологую размеренность.

Зиккурат, посвященный богам в качестве места их обитания и места хра- нения подношений божествам, напоминает возвышающийся алтарь. Это постройка, демонстрирующая стремление к установлению связи со священным.

Его ступени или восходящие склоны позволяют добраться до самой вершины, где все человеческое стремится слиться с божественными силами.

Принятие зиккурата означает окончательный разрыв со святилищем, мыслившимся в качестве замкнутого внутреннего пространства. Индивидуальное и прямое пространство, которое прежде существовало между божеством и селением, постепенно отделяется. Индивидуумы чтят жреческое представительство для установления отношений с богами.

Зиккурат превращался в монументальный центр месопотамского культа на протяжении всей его истории. Несмотря на разнородное население, обосновавшееся в регионе: шумерское, аккадское, касситское, вавилонское, ассирийское и т.д., — все они считали зиккураты сооружениями, достойными почитания и глубокого восхищения. Эволюция архитектуры зиккурата

Со времен протоисторического периода, а также в эпоху первых династий эволюция зиккурата состояла в незначительных изменениях. Типичный зиккурат состоял из ряда ступенчатых террас, возвышавшихся одна над другой с постепенным уменьшением начиная от основания. Первоначально зиккурат был отделен от храма и возводился в изолированном месте, обнесенном стеной. Его форма демонстрирует три разных типа. На юге его основание было прямоугольным и имело лестницы для прохода. На севере основание было квадратным, а вместо лестниц были склоны. Третий тип сочетает оба эти решения, помещая лестницы на нижних платформах и склоны — на верхних. С утверждением архетипа зиккурата помещения, дополнявшие храм, были окончательно устранены, и храм утратил функцию хранения земледельческих продуктов. Во время III династии в Уре (2113 г. до н.э.) Ур-Намму построил первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех этажей (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре страны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трех его террас. Стены платформ наклонены. Зиккурат представляет собой наивысшее выражение архитектуры священного назначения в Месопотамии. В самом деле, речь идет о сооружении, воплощающем в себе стремление установить связь со священным. Зиккурат посвящался богам, но кроме того, в нем хранились предназначенные для богов подношения. Справа — археологические останки зиккурата, построенного между II и I тысячелетиями до н.э. в Хефтете, вблизи Суз (Иран)

От основания этого строения и на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На этой платформе ротонда придавала парадной лестнице ту величественность, которой требовало ритуальное восхождение жреческого кортежа. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Центр лестницы простирался вдоль обеих платформ вплоть до верхней части храма, соединяя различные этажи. Лестница воплотила в себе такое конструкторское решение, которое не только вызывалось техническими потребностями, но и отвечало, кроме того, стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Эта монументальная лестница есть результат деятельности, считавшейся священной. Для шумеров, это сооружение связывало богов с людьми и было делом, которое бросало вызов способности человека к обновлению. Эта монументальная лестница была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре.

Зиккурат в последующие периоды испытал незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур, а также народов, населявших Месопотамию.

Типичным зиккуратом можно считать Бабельскую Башню, которую упоминает Библия и которая описывается в книге «Зарождение»: «И тогда они сказали один другому: «давай изготовлять кирпичи и обжигать их в огне». И так кирпич стал служить им камнем, а смола известковым раствором. Затем они сказали: «давай построим город и башню с вершиной до небес — и станем знаменитыми на тот случай, если мы рассеемся по всей Земле» («Зарождение» 11, 3-5). В эту эпоху в городе Вавилоне возвышался зиккурат, называвшийся Этеменанки, что означало «дом — фундамент неба и земли». Это была семиэтажная башня на квадратной фундаментной платформе размером 90 х 91 м и идентичной высотой. Не обожженные кирпичи были покрыты слоем глазированного материала, который менялся в цвете на каждой из платформ.

На верхушке возводились один или два храма, посвященных богу Мардуку. В символическом смысле Вселенная состояла из семи уровней, и все семь этажей зиккурата представляли как раз эти семь уровней.

Вход в зиккурат осуществлялся с массивного основания благодаря отдельной монументальной лестнице. Строение закрывала стена с 12 дверями, которая дополнялась смежными помещениями на южной стороне и несколькими складами с восточной стороны. Значение зиккуратов

Можно сказать, что зиккураты были связаны с представлением о «священной горе», центре Вселенной или священной оси мироздания, на вершине которой находились ворота к небу, потому как жители Месопотамии полагали, что эта гора содержала в себе множество значений. Для них великой кормящей матерью была «госпожа гора», из чего можно заключить, что гора была магическим источником жизни, где рождались плоды и воды.

Среди ученых, занимавшихся темой зиккуратов, нет единства во взглядах. По мнению одних, они имели астрологическую функцию, могли быть центрами наблюдения за светилами, а различные этажи являлись планетарными изображениями. Другие полагают, что их назначение имело более практическое свойство и было связано с периодическими наводнениями, отчего в данном случае их следует интерпретировать как спасительные места. Наконец, некоторые ученые делают упор на идее ритуального жертвоприношения (весьма укорененной -в шумерской культуре), отчего зиккурат следует рассматривать как большой алтарь, где совершались жертвоприношения.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"