Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ

Скульптура Шумера и Аккада

В предметах, найденных в Храме Тель-Асмара и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, также имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Стиль скульптурных мастерских в Мари характеризуется изображением подробностей фигуры посредством ваяния, напоминающего утонченную лепку из мягкой глины, а также созданием пластичных объемов. Этот пластический эффект достигается ваянием деталей. Таким образом, лицо воплощает в себе улыбку на губах, а подбородок четко различается. Показательными образцами являются портреты управляющего Эби-ила или царя Лугаль-Кисапсе, хранящиеся в Лувре: молящиеся бородатые персонажи в позе умиротворенной набожности. Превосходно ваяются все детали, особенно в одежде, которая состоит из юбок овечьей шерсти с отчеканенными поштучно прядями, или клоки бороды с превосходно вырезанными вьющимися кончиками. Руки выполнены мягко, мускулатура скрыта. В целом же, формы утратили твердость и демонстрируют отчетливую тенденцию к округлости. Вид анфас и в профиль управляющего Эби-ила (алебастр, высота 52,5 см). Речь идет о статуе персонажа в молящейся позе (III тысячелетие до н.э., Париж, Лувр). Обращают на себя внимание напряженный взгляд, полученный благодаря инкрустации в алебастр кусочков ляпис-лазури (вид в фас), и тщательно подробное изваяние бороды, ритуальных одеяний и поддерживающего пьедестала (в профиль)

Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились, но дошли до нас редкие их образцы, и невозможно провести слишком много сравнений. Бронзовая голова из Ниневии (Багдад, Иракский музей) воплощает в себе новую пользу от художественных произведений и качество, которого достигли аккадские ювелиры. Эта бронзовая голова изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Речь идет о настоящем портрете, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза.

Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"