Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ

Мемориальные стелы

Потребность в ознаменовании победы в постоянной борьбе за власть между городами обусловила появление нового типа рельефа мемориального характера. Речь идет о каменных плитах разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической или религиозной тематикой.

Чтобы запечатлеть важные события, использовалось огромное множество символов, которые указывают на участие божественных сил в подвигах царей. Одной из самых эффектных стел, которая датируется первой половиной III тысячелетия до н.э., является «Стела с грифами», хранящаяся в Лувре. Она достигает 1,88 м в высоту, и от нее сохранились некоторые фрагменты.

Изготовленная из известкового камня, эта уникальная стела воспроизводит победу Эаннатума, шумерского князя Лагаша, над городом Умма. На обеих ее сторонах изображены сцены, разделенные на полосы. Рельеф выделяется прежде всего своей повествовательной строгостью. Стела из Нарам-Сина (песчаник, высота 2 м), изготовленная во второй половине III тысячелетия до н.э. в честь победы Аккада над Эламом. С помощью деления на секции она изображает царя, вырезанного в тиаре с рогами, и его войско, взбирающееся к месту обитания богов, чтобы посвятить им свою победу. Стела была найдена в Сузах и в настоящее время хранится в Лувре

На одном из лучше других сохранившихся фрагментов его обратной стороны отряд воинов, вооруженных копьями и щитами, марширует по мертвым телам своих врагов. Вождь покрыт шкурой животного. Тем временем грифы кружат над трупами поверженных в поисках мертвечины. В нижней секции колесница князя едет во главе взвода пехотинцев, следующего за нею пешком.

Воины изображаются посредством применения разной техники для фиксации глубины на ровной поверхности, как в строю копьеносцев, в котором фигуры выстроены в ряд.

На лицевой стороне две секции раскрывают причину победы, а колоссальная фигура бога Нигирсу занимает всю верхнюю сцену. Бог предстает здесь непобедимым, захватывающим врагов в плен сетью.

Во времена аккадского периода сохраняется изготовление стел, которые продолжают шумерийскую традицию, привнеся в нее более стилизованные фигуры, выражающие больше динамизма. Используется повествовательный метод «кульминационной сцены», в которой вес события выражается и обобщается в одном эпизоде, как можно судить по стеле царя Нарам-Сина (Париж, Лувр), при котором Аккад достиг своего наивысшего расцвета. Этот рельеф из розового песчаника отмечает победу аккадцев над кочевниками Элама. Изображение занимает всего одну сцену и приспосабливает композицию к форме камня в косвенном и возрастающем смысле, для усиления ощущения движения персонажей, выставивших ногу впеpeд. Царь ведет своих воинов по склону горы на штурм крепости. Помещенная почти на верхушке, его фигура занимает прочное положение наверху, там расположены символы Солнца, намекающие на присутствие богов.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"