Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ

Гравюра Месопотамии

Гравюры представляли собой декоративные мотивы, выгравированные на поверхности камня (ляпис-лазури, стеатита). Этими камнями проводили по мягкой глине, чтобы оставить четкий рельефный оттиск. Таким образом делались отпечатки на нейтральном фоне, которые могли посвящаться самым разнообразным темам (воображаемым, абстрактным или орнаментальным). Первоначально гравюры использовались с цепью защиты получателей подношений. Они служили амулетами и указывали на принадлежность вещи.

Первые гравюры имели ровную поверхность, но к концу IV тысячелетия до н.э. эта форма была в основном заменена оттиском цилиндрического типа (то есть рисунок вырезался на искривленной поверхности). Оттиски гравюр действовали как подписи на всевозможных документах, написанных на табличках. Эти документы могли принадлежать к разным типам: инвентарным спискам, поэмам, рассказам или письмам. Четыре вавилонских цилиндрических гравюры (Багдад, Иракский музей) со своими оттисками. По ним можно оценить характерную сцену представления князя богу через посредничество другого божества

Первоначально (IV тысячелетие до н.э.) изображения размещались свободно, однако вскоре утвердились упорядоченные композиции с человекоподобными фигурами богов, к которым позже прибавятся домашние животные и растения с тенденцией к геометризированию.

Применение цилиндрической гравюры оказало большое влияние на строение крупномасштабных воображаемых композиций, так как оно, породив последовательные и симметричные ряды, создало ритмику. Эти композиции затем будут перенесены на настенные декорации, и тогда будет учрежден характерный фриз, столь распространенный на Ближнем Востоке. На Ближнем Востоке искусство гравировки драгоценных камней имело своеобразное и характерное проявление. Распространенное изготовление творений данного типа послужило археологам материалом для тщательного изучения эволюции стилей в граверном искусстве. Гравюры имели торговое назначение и использовались для указания принадлежности отправленного товара. Но помимо этой утилитарной функции они имели для своего обладателя магический смысл, так как обычно носились на шее.

На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои, Гилгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человека-быка. Сцены составляют композицию и выступают элементами, вносимыми в раскрашенные фризы, в которых преобладает декорация. Так возникает «стиль парчи», имеющий тенденцию к орнаментации, который уступит место непрерывному фризу с изображениями дерущихся животных, растений или цветов. Прибавляются также абстрактные и антропоморфные формы, выполненные в линейном стиле. Начиная с эпохи аккадского господства, композиции обрели наибольший динамизм, и впервые появились боги в человеческом облике. Особенно часты мифологические сцены кровопролитных схваток между богами и демонами. Фигуры индивидуализируются и образуют отдельные группы на нейтральном фоне. Воплощаются также повествования, в центре помещаются надписи.

В новошумерскую эпоху популярность приобрело изображение фигуры, молящейся перед восседающим на троне божеством, и почти полностью исчезло тематическое разнообразие. На ассирийских гравюрах воплощают сельскохозяйственные темы, охотничьи сцены, пиршества и богов. Изобилуют также сцены насмешливого характера с персонифицированными животными.

Точно так же запечатлены сцены и из повседневной жизни. В вавилонских империях преобладает фигура мифологического героя Гилгамеша, борющегося со львом или буйволом. На втором этапе появляется типичное сотворение фигур с высокими тиарами и крылатых божеств.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"