Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

ИСКУССТВО АХЕМЕНИДОВ

Архитектура

Наиболее значительные останки персидской архитектуры находятся в городах Пасаргада, Персеполь и Сузы. Во времена царствования Дария I окончательно сложился архитектурный тип, который отличает данный вид искусства. В качестве основных материалов использовались древесина, камень и кирпич.

В ахеменидском искусстве важнейшим сооружением являлся дворец. Он был символом придворной власти и по форме представлял собой синтез различных элементов — месопотамских, египетских и греческих. Он возводился на платформах, которые были связаны с террасами разного уровня. По внешнему периметру у него имелось помещение, обнесенное стеной с зубцами. Монументальные ворота находились под охраной андроцефальных монстров из камня. Различные этажи соединялись монументальными парадными лестницами с облицовкой, покрытой барельефами. Представляя собой настоящий сплав эстетических вкусов, заимствованных у разных этносов и народов, которые входили в состав его общества, персидское искусство проявляет, помимо того, собственное оригинальное лицо, восходящее к его дворцовой, по сути, концепции. Крылатый лев с бараньими рогами и задними лапами грифона (эмалированный кирпич, 2,52 м в длину), хранится в Лувре. Этот зооморфный монстр украшал дворец Дария I в Сузах, в городе, близость которого к Вавилону способствовала тому, что он в большей мере, чем другие персидские столицы, вобрал в себя элементы из месопотамской цивилизации

Внутри дворца имелось множество строений, среди них — собственно царские покои и приемный зал, ападана, самое оригинальное и характерное здание ахеменидской архитектуры.

В действительности речь идет о ги-постильном зале, предназначенном для царских приемов, со множеством колонн, поддерживающих архитравный свод из деревянных перекрытий.

В городе Пасаргада сохранились останки дворцового комплекса Кира II. Он состоял из изолированных зданий, которые не образовывали единого ансамбля. Такое отсутствие структуры, должно быть, объясняется тем фактом, что данный дворец имеет своим истоком традиционный лагерь кочевников. Среди его помещений находятся приемный зал с квадратным полом, с колоннадами по всем четырем сторонам, и зал-резиденция, также с двумя колоннадами. В обоих случаях колонны были деревянными, покрытыми раскрашенным алебастром. Градостроительство: город Персеполь

Наиболее показательным образцом ахеменидского градостроительства является город Персеполь, который представляет собой символ величия империи. Он создавался как династическая святыня и как культовый город. В его градостроительной структуре очень хорошо отражается древний иранский политеизм, связанный с культом быка и с ритуалами плодородия. Колонны символизируют священную пальму. Подношения многолюдной процессии, устраивавшейся в связи с празднованием Нового года, содержат намек на те плоды, которые народ рассчитывал получить от своих монархов. Борьба царя с быком (или другими фантастическими животными) и схватка быка со львом напоминают о Зодиаке и смене сезонов. Изобилуют серьги, которые имели магический смысл. Вид входной лестницы во дворец в Персе-попе и стены, параллельной ей. Стена обильно украшена тремя высеченными фризами, на которых изображается длинный ряд подданньис и воинов. В глубине можно видеть несколько стволов колонн триумфальных ворот, построенных Ксерксом I, который назвал их «Ворота Всех Народов»

В городе Персеполь был построен самый монументальный ансамбль ахеменидской архитектуры, и тем самым полностью определенными оказались ее структурные элементы. Комплекс возводился на протяжении царствований Дария I, Ксеркса I (царя в период с 486 по 465 гг. до н.э.) и Артаксеркса I (465-424 гг. до н.э.). Фрагмент фронтона лестницы в Персе-поле, украшенный парой животных явно месопотамской традиции. Сцена воспроизводит льва, набросившегося на быка. В отличие от ассирийской скульптуры с ее реализмом, на этом ахеменидском рельефе не воплотилась ни боль раненого быка, ни ярость льва

Все полы зданий — квадратные, то есть принадлежат к той модели, которая с тех пор будет принята в архитектуре и применена также к полам самых разных построек. Ксеркс воздвиг монументальные входные ворота, располагавшиеся на северо-западе и охранявшиеся колоссальными быками как изнутри, так и снаружи. На одной из сторон находится ападана, начатая Дарием I и завершенная его наследниками Ксерксом I и Артаксерксом I. Она возвышается на платформе с входной лестницей, высеченной непосредственно в скале. Ахемениды, народ индоевропейского происхождения, осевший на Иранском нагорье, начиная с VI в. до н.э. раздвинули свои границы и установили свое господство над землями, которые простираются от течения реки Инд до пролива Дарданеллы и от Каспийского моря до Египта. Свидетельством столь обширной империи является дворец, выстроенный Дари-ем I в Персеполе (Иран) в начале следующего столетия на естественной террасе, которая господствует над обширной равниной На плане: вход во дворец начинался с широкой лестницы (]), которая вела в триумфальную колоннаду (2), имевшую двое ворот, охранявшихся парой быков и парой ямассу (зооморфными существами с человеческой головой). Отсюда путь далее следовал в ападану, или приемный зал (3), или в тронный зал (4) через другой портик (5). Остальная часть комплекса была занята личными апартаментами, дворцом Дария I (6), дворцом Ксеркса I (7), гаремом (8) и административной, или казначейской, частью (9)

С другой стороны высится тронный зал, которому предшествует начавший строиться при Артаксерксе I портик с колоннами, Зал Ста Колонн, настоящий лес весьма стилизованных колонн высотой 20 м каждая. За этими двумя большими залами возвышается комплекс зданий, предназначенных для апартаментов монархов, среди которых находятся дворцы Дария I и Ксеркса I, гарем, складские и служебные помещения. С южной стороны сгруппированы здания, располагающиеся вокруг нескольких дворов; в отличие от остальных построек, они не связаны между собой, и их местоположение кажется произвольным, без комплексного плана, который соединял бы их. Колонна в ахеменидском искусстве

Оригинальным элементом ахеменид-ского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех зданиях. Первоначально колонны были из дерева, покрытого раскрашенной штукатуркой, с каменным основанием, украшенным горизонтальными каннелюрами. Отдельные колонны данного типа сохраняются в Пасаргаде (Иран). Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная доя ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. Монумент, известный как «Мавзолей Кира II» в Пасаргаде (Иран). Построенный около 528 года до н.э., он никогда не содержал тело этого монарха, так как его останки были найдены в одном из могильников зала гробниц во дворце этого города

Впоследствии в Персеполе была применена каменная колонна с бороздчатым стволом на основании колоколообразной формы, украшенном растительными мотивами. Самой оригинальной частью является капитель, из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или гибрида человека-быка. Опора балки покоится между двумя этими головами. Такой вид декорации может применяться к стволу колонны непосредственно или иметь расположенные друг над другом элементы, как правило, в форме двойных спиралей. Другой особенностью ахеменидского искусства является отделка окон и дверей, которые высекались непосредственно из огромных каменных блоков, как если бы они были скульптурами. Они, следовательно, служили опорой и укреплением стен.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"