Искусство. Живопись.

ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И МЕСОПОТАМИИ

ФИНИКИЙСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО

Торговый народ

Финикийцы представляют собой семитские племена, которые осели на прибрежной полосе Восточного Средиземноморья, между Сирией и Диваном, к III тысячелетию до нэ., и которые проживали малыми городами. Единого финикийского государства никогда не существовало, только города-государства, оспаривавшие между собой торговую монополию. Это были торговые и мореходные народы, стратегическое местоположение которых позволило им укрепить текстильную и металлургическую экономику, чьи продукты они экспортировали вплоть до побережья Западного Средиземноморья. В конце II тысячелетия до нэ. в период максимального натиска индоевропейских народов, финикийские города обрели воистину свою особую сущность, а отдельные их города, такие, как Библ, Сидон, Тир, Или, Угарит, превратились в восточные торговые центры. По причине того, что финикийское искусство обнаруживает отчетливое влияние критской, анатолийской, месопотам-ской культур, а также культуры района Эгейского иоря, принято считать, что этот народ создал эклектичное и лишенное оригинальности искусство. Тем не менее стоит подчеркнуть, что с точки зрения техники и эстетики финикийцы обнаружили наличие у них необыкновенного мастерства и большой изысканности, как можно судить по воспроизведенным вверху стеклянным сосудам (Бейрут, частная коллекция)

Отсюда то, что искусство в прямой зависимости от их торговых интересов проявляет очевидный эклектизм.

Финикийская культура была подлинным отражением этой склонности к космополитизму, ассимилировав самые разнообразные веяния. Их религия, с изначально хананейской основой (хорошо просматривающейся по текстам Угари-та), вобрала в себя многие египетские и месопотамские элементы (божественные атрибуты, культы, обряды — как, например, использование саркофагов, — архитектуру религиозного и погребального назначения). В ее пантеоне выделялись Эль, главный бог; Астарта, богиня плодородия; Мелькарт, бог торговли в Тире. Решающим вкладом финикийцев был алфавит из 22 знаков. Письменность/сложившаяся к X в. до н.э., распространялась в процессе «торговой колонизации», которую осуществляли финикийцы, оказавшие также влияние и на греческую письменность. Являясь первоначально земледельцами и скотоводами, финикийцы вскоре развили промыслы, основанные на собственных ресурсах или ввозимом сырье (металлы, слоновая кость). Они торговали хвойными породами древесины (кедр, ель) из своих лесов и ремесленной продукцией, производившейся в их факториях: прекрасными пурпурными тканями, металлическими сосудами, ювелирными изделиями, декоративной керамикой (светильниками, амфорами и сосудами, покрытыми красным лаком фигурками), изделиями из стекла, слоновой кости, печатями. Они также создали обширную торговую сеть, которая охватила Месопотамию, Египет, Сирию, Палестину, Африку, Аравию и даже Индию и которая позже была расширена на все Средиземноморье.

Они стали также посредниками, торговавшими, помимо собственных продуктов, продуктами из других стран. Некоторые из их городов с V столетия до н.э. чеканили собственную монету. Опытные мореплаватели

Финикийцы обладали также славой опытных мореплавателей. Они значительно продвинули кораблестроение, создавая различные типы судов и развивая системы ориентации по астрономическим телам, такие, как навигационные карты (периппы), оказавшие решающее влияние на греческий мир. В течение длительного времени они ограничивались торговыми путешествиями и не основывали колоний. Колонизационный феномен, то есть обустройство групп населения за морем для эксплуатации и контроля над зонами торгового влияния, приобрел важное значение лишь со момента основания анклава Карфагена (конец IX столетия до нэ.). В этой экспансии главную роль играл, похоже, Тир, который с давних времен имел опорные пункты на Кипре, представлявшем собой район колонизации, важный рынок, а также один из центров развития искусства. В IX в. до н.э. финикийцы обосновались уже и на Сардинии. Они побывали почти во всех средиземноморских регионах: в Египте, Северной и Западной Африке, Греции, на Сицилии и Мальте, в Этрурии и на юге Иберийского полуострова. Эта экспансия, должно быть, осуществлялась поэтапно: до VIII столетия до н.э. финикийцы учреждали фактории в тщательно выбиравшихся портах, как, например, в месопотамских торговых центрах. Вторжения морских народов на протяжении XIII в. до н.э. закончились стабилизацией торговли в бассейне Средиземного моря. Она перешла в руки финикийцев, которые были опытными мореплавателями. Статуэтка Ваала (бронза и слой золота, 120 х 45 см), изготовленная в XIII столетии до н.э., хранится в Национальном музее в Дамаске (Сирия). Эта фигурка из финикийского города Угарита воплощает бога Ваала, одетого в короткую юбку и увенчанного тиарой, — деталь, которая указывает на влияние египетского искусства. Бог гор и бурь Ваал изображен в позе метания молнии правой рукой

В VII-VI веках до нэ. Карфаген, воспользовавшись падением Тира при походе Навуходоносора (573 год до нэ.), стал контролировать и расширять торговую сеть и развивал собственную политику колонизации, основывая новые поселения, Такая политика торговой экспансии повлекла за собой также и то, что финикийское искусство получило широчайшее распространение. Весьма значительно, например, число финикийских предметов искусства (керамики, стеклянных флаконов, статуэток, идолов и т.д.), найденных в Ибисе, на юге Иберийского полуострова. Эти предметы в целом отличаются совершенством техники и качеством изготовления.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"