Искусство. Живопись.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Биографический очерк

Произведения


Два призвания молодого Винсента

За свою жизнь Ван Гогу удалось продать лишь одно произведение. Речь идет о полотне «Красные виноградники в Арле» (1888, см. стр. 41), которое сейчас находится в Музее им. А.С.Пушкина в Москве. Эта картина была куплена в начале 1890 года Анной Бош, сестрой молодого живописца Эжена, друга Винсента. Вот что пишет голландский художник в 1889 году в своем письме к младшему брату Тео, который всю жизнь преданно приходил ему на помощь и, будучи директором парижской галереи, пропагандировал, правда безуспешно, творчество Винсента: «Практика в торговле произведениями искусства, когда цены поднимаются после смерти автора, сохранилась до сих пор». И добавляет: «Самые высокие цены, о которых говорят и которые были заплачены за работы уже умерших художников, при их жизни так бы не поднялись
 

Отец и сын

Отец художника на фотографии, хранящейся в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме;

 Винсент. Снимок сделан около 1866 года, когда он в возрасте тринадцати лет учился в Тилбурге (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Винсент начинает регулярно посещать 3 занятия в муниципальной школе родного города. В 1864 году он поступает в учебное заведение под руководством Жана Правили в соседнем Зевенбергене, а в 1866 году становится пансионером в школе Ханника в Тилбурге, также недалеко от Зюндерта. Но его ученичество вскоре заканчивается: в 1868 он оставляет школу Ханника и возвращается в Зюндерт.

Первые рисунки

«Штудии обнаженных моделей»(около 1880 года), копия с Шарля Барга; справа: «Пруд в Гааге» (1870-1873). Начиная с 1880 года, когда Винсент решает стать художником, его рисунки становятся самыми настоящими штудиями и сознательными упражнениями, выполненными при помощи фундаментальных пособий, как, например,«Курс рисунка» или «Упражнения углем»  Шарля Барга,  изданные «Гупиль и Ко», фирмой по продаже  произведений  искусства, в которой одно время работал Ван Гог.


— это что-то вроди торговли тюльпанами, когда у живущего художника больше минусов, чем плюсов». Если вспомнить, как на аукционах уже в нашем веке головокружительно подскочили цены на его картины, эта мысль звучит как горькое предвидение и замечание о слепоте фортуны, господствующей в нашей жизни. То было предчувствием парадоксальности судьбы, наглядно проявившейся в восьмидесяти двух с половиной миллионах долларов (самая высокая цена, заплаченная за живописное произведение), за которые в мае 1990 года на аукционе Кристи'с в Нью-Йорке был куплен «Портрет доктора Гаше». То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как нам кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически — самоубийством. А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи; в январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье; в мае он переселился из психиатрической лечебницы Сен-Реми-де-Прованс в Овер-на-Уазе, близ Парижа. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил; там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. К тому же признаки неординарной судьбы, чего-то предначертанного свыше, проявляются с самого рождения: по странному стечению обстоятельств, Винсент Биллем появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. История Ван Гога началась в Гроот Зюндерте, провинциальном местечке сельскохозяйственного района Брабанта в Южной Голландии на границе с Бельгией. Отец, протестантский священник, переехал туда в 1849 году и два года спустя женился на дочери придворного переплетчика, которая родила, кроме Винсента, еще пятерых детей.
Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Однако и тот и другой накопленный опыт будет оказывать большое влияние на его дальнейший выбор.
 

Штудиис натуры

«Штудии рук» 1 и (1885, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога); обе выполнены в Нюэнене и являются подготовительными рисунками к «Едокам картофеля»«Подъездная аллея» (1873, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога);  «Дом Магро» (1879, Лос-Анжелес, Центр Арманда Хаммера)

Первые учителя

«Жена рыбака в Схевенингене» (декабрь 1881 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Ван Гог делает свои первые шаги художника при помощи дальнего родственника, известного голландского живописца Антона Мауве. Следуя его совету, Винсент пробует себя в различной технике, и в частности в акварели. Произведения голландского периода отличаются тяжелым реализмом, обращенным к забитым судьбой рыбакам, крестьянам, ткачам. Эта тенденция совпадает с наставлениями Мауве, который, будучи представителем так называемой Гаагской школы, в свою очередь испытывал влияние французских художников Барбизонской школы.  Жан Франсуа Милле, «Ангелюс» (1855-1857, Париж, Музей д'0рсэ, фрагмент).  

В художественной галерее

фотография дяди Винсента Виллема, прозванного дядей Сентом; начало письма художника к брату Тео, написанного в июле 1875 года на парижском бланке «Гупиль и Ко», фирмы  по продаже произведений искусства. Винсент поступил туда на службу по рекомендации дяди Сента, который, как и два других дяди художника, занимался торговлей картинами. Ван Гог работал в этой знаменитой компании с 1869 года, когда ему было всего шестнадцать лет,

до 1876 года.

Жизнь шахтеров

«Возвращение рабочих» (сентябрь 1880 года. Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер); справа: «Шахтер» (лето 1880 года. Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). В апреле 1879 года, в письме к Тео, Ван Гог так описывает свою боль за тех, кто вынужден работать на шахте: «Почти все шахтеры поражены лихорадкой; у них усталый и изнуренный вид, их лица изъедены тяжким трудом, они преждевременно стареют».


поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону.
Все больше утверждаясь в мысли о своем религиозном призвании, весной 1877 года Ван Гог переезжает в Амстердам к дяде Иоганнесу — директору городской верфи — для того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам на теологический факультет. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. И велика была его радость, когда в 1879 году ему удалось получить должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Здесь он преподает шахтерам Закон Божий и самозабвенно помогает им, добровольно обрекая себя на нищенское существование: живет в лачуге, спит на полу, питается только хлебом и водой, подвергает себя телесным истязаниям. Однако местным властям не по вкусу такие крайности, и они отказывают ему в этой должности. Но Винсент упрямо продолжает свою миссию христианского проповедника в расположенном неподалеку селении Кем. Теперь у него нет даже такой отдушины, как переписка с братом Тео, которая прерывается с октября 1879-го по июль 1880 года. Затем постепенно в нем что-то меняется, и его внимание об ращается к живописи. Эта новая стезя не столь неожиданна, как может показаться. Во-первых, занятие искусством для Винсента было не менее привычным, чем чтение. Работа в галерее «Гупиль» не могла не повлиять на оттачивание его вкуса, а во время пребывания в различных городах (в Гааге, Лондоне, Париже, Амстердаме) он никогда не упускал возможности походить по музеям. Но в первую очередь именно его глубокая религиозность, его сочувствие к отверженным, его любовь к людям и к Господу находят свое воплощение через художественное творчество. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», — пишет он Тео в июле 1880 года, — «и там окажется Бог». В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.
Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выде-
 

Первая работа маслом

«Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (1881, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Это одно из двух произведений, в которых Ван Гог впервые пробует себя в масляной живописи. Винсент писал эту работу под руководством Антона Мауве, находясь в гостях у родителей в Эттене, под Бредой, куда в 1875 году был переведен его отец.

Деревья из тюбика

«Девочка в лесу» (1882, Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). Вот что пишет Винсент об этом произведении в письме к брату в августе 1882 года:

«Вчера к вечеру, в лесу, я намеревался написать в слегка смягченных тонах землю, покрытую сухими листьями бука <...>. Земля была красно-коричневого цвета, в каких-то местах посветлее, где-то потемнее <...>. Проблема состояла в том, <...> чтобы получить нужную насыщенность цвета, передать силу, необычайную плотность этой земли; и только во время работы я заметил, <...> сколько еще есть света в сумерках. Я должен был постараться его сохранить, этот свет <...>. Я обнаружил, что молодые стволы основательно укоренились в земле, и начал писать их кистью; но поскольку мазки постепенно смешивались с красками почвы, я выдавил тюбик прямо на холст, чтобы обозначить корни и стволы, а потом смоделировал их при помощи кисти».


лялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Брето-на, Констана Труайона и Антона Мауве. А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. К тому же социальное искусство Милле или Бре-тона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Бос-боомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барби-зонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога, см. стр. 10) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дёр Хайдт).Для Винсента все как-будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком. Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода — пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в ко-
 

Магдалина для любви

 «Син за шитьем и девочка» (начало 1883 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога); «Скорбь» (апрель 1882 года, Уолсолл, Уэст-Мидлендс, Уолсолльский музей и Картинная галерея). Связь с Христиной Марией Хоорник (по прозвищу Син) была для Ван Гога единственным опытом на любовном поприще, способным на какое-то время его успокоить: он понадеялся, что навсегда распрощался с мучительным  одиночеством, которому,  напротив, суждено было терзать его на протяжении всей жизни. Беременная проститутка, уже родившая одного ребенка, эдакая современная Магдалина, отвергнутая обществом, явилась для Винсента воплощением того самого ближнего, которому следовало протянуть руку помощи — то, к чему призывали его христианские идеалы, его врожденная бескомпромиссность, его мечта о семейном уюте.

Угрюмый северный пейзаж

«Хижины в Хоогевене» (сентябрь 1883 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Это местечко расположено в Дренте, сердце Северной Голландии, крае «неописуемой красоты», как впоследствии скажет Винсент.


нечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.
К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео — единственный, кто от него не отвернулся, — убеждает брата уйти от Син и полностью посвятить себя искусству. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. В декабре того же года Винсент перебирается в Нюэнен, в Северный Брабант, где теперь живут его родители. Здесь за два года он создает сотни полотен и рисунков, даже занимается с учениками живописью, сам же берет уроки музыки, много читает. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей — тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога, см. стр. 46), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов, интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски, и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык. В 1887 году, когда он уже переехал в Париж — место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был прича-стен к искусству, — он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят кар-
 

Крестьянская тема

«Женщины, копающие в поле» (октябрь 1883 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Это одна из многочисленных картин, которые в свой голландский период Ван Гог посвящает крестьянской теме, находясь под влиянием социальной живописи любимых представителей французского реализма середины XIX века.

Особый мир

«Вересковая пустошь» (1883, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). «Крестьяне, — пишет Ван Гог, — это особый мир, и в некотором плане он лучше городского».


тофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». К концу ноября 1885 года, после того как в марте неожиданно умер его отец да к тому же распространились клеветнические слухи, что он является отцом ребенка, который родился у позировавшей ему молодой крестьянки, Винсент перебирается в Антверпен, где вновь соприкасается с художественной средой. Он поступает в местную Школу изящных искусств, ходит по музеям, восхищаясь произведениями Рубенса, и открывает для себя японские гравюры, столь популярные в то время среди западных художников, особенно у импрессионистов. Он с усердием занимается, намереваясь продолжить обучение на высших курсах Школы, однако обычная карьера — явно не для него, и экзамены оборачиваются неудачей. Но Винсент так об этом никогда и не узнает, поскольку, повинуясь своему импульсивному характеру, он принимает решение, что для художника существует один-единственный город, где действительно имеет смысл жить и творить, и уезжает в Париж.
 

Бробонт

 «Хижина на закате солнца» (май 1885 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога); «Водяные мельницы в Коле» (май 1884 года). В ' Нюэнене, городке в 1 Северном Брабанте, отец получил новый приход, и в последние месяцы 1882 года семья художника переезжает туда. В декабре следующего года Винсент отправляется к родителям и проживет в их доме до ноября 1885 года. Он покинет его через несколько месяцев после смерти отца, скончавшегося в марте. Это плодотворный период в его творчестве: именно тогда ;, создается первый шедевр — «Едоки картофеля»«Церковь в Нюэнене» (январь 1884 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).

Япония в Антверпене

«Осенний пейзаж с четырьмя деревьями» (ноябрь 1885 года. Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер);«Тополиная аллея» (ноябрь 1885 года, Роттердам, Музей Бойманс-ван Бейнинген). Покинув Нюэнен — его окрестности изображены на двух пейзажах с деревьями, — Ван Гог отправляется в Антверпен, где поступает в Школу изящных искусств. Этот большой город оставляет у него живое и будоражащее впечатление, отчего он не перестает делать сопоставления с японскими гравюрами. Винсент сразу же сообщает брату об этом своем ощущении: «Мне бы хотелось погулять там <в Антверпене> с тобой только лишь для того, чтобы понять, одинаково ли мы видим», — пишет он Тео 28 ноября 1885 года. — «Там можно делать все: виды города, самые разные фигуры <...>, но в первую очередь что-нибудь в японском духе». «Дома в Антверпене» (ноябрь-декабрь 1885 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).


В сердце европейского искусства

Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо & Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора. В 188б году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями. Среди наиболее значительных — последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на
 

Цвета природы

«Сады Монмартра» (июнь-июль 1887 года, Амстердам, Стеделек Музеум) написаны в так называемой манере «магнитного поля». Этим выражением критика обозначала особое направление композиционных линий, которые располагаются подобно металлическим опилкам, следующим за магнитом. Фотография Тео, брата Висента.

В поисках своей души

«Автопортрет с трубкой» (первая половина 1886 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). В манере исполнения еще присутствует приверженность реализму голландского периода, который за время работы в Париже постепенно уступает позиции мазочной технике в импрессионистском стиле, светлым тонам и порывистым прикосновениям кисти. В многочисленных автопортретах, написанных Винсентом в Париже, чувствуется сильное стремление к самоанализу. Оно доводит изображение до такого напряжения, что эти произведения превращаются в некую отчаянную попытку диалога художника с самим собой и со зрителем.


острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы.
Импрессионизм был наиболее оригинальным явлением второй половины XIX века, привнесшим революционные изменения в традиционный подход к живописи. Он положил конец академической технике и сюжетам и поместил во главу угла ощущение, сделав выбор в пользу пленэрной живописи, обратившись к тематике из будничной жизни, к светлым сверкающим тонам, краскам , наносимым небольшими мазками, чтобы изображалось не непосредственно на полотне, а в глазах того на определенное расстояние от картины. 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» мволизма», обозначив этим термином существую-11ределению, тенденцию созидательного духа в ис-1вшись в литературной среде, новое течение оказы-¦Ние в различных творческих кругах, претендуя на гать доминирующим направлением конца века. лизм укореняется в качестве реакции на эстетику реа-гурализма, заполонившую литературу и изобразитель-
 

Парижскиевпечатления

«Вид из окна комнаты Винсента на улице Лепик» (весна 1887 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Влияние живописи импрессионистов на Ван Гога отразилось не только в технике, но и в сюжетах парижских картин художника. В его произведениях этого периода сменяют друг друга

виды города и деревни, подхватывая чередование двух контекстов, столь свойственное большинству импрессионистов, и  их особое восприятие света, цвета и современного облика повседневной жизни,схваченной на лету. В данном случае сюжет картины еще и автобиографичен, поскольку изображена панорама, которую Винсент видел из окна своей комнаты в доме, где они с  Тео жили с июня 1886 года.

Повседневная необычайность

«Интерьер ресторана» (лето 1887 года. Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). Год, когда Ван Гог прибывает в Париж — 1886-й — оказывается также годом последней выставки импрессионистов. Среди ее участников — Сера и Синьяк, обновившие облик импрессионизма, положив начало тому, что впоследствии будет названо постимпрессионизмом (а также дивизионизмом или пуантилизмом). И Винсент заинтересуется этой новой манерой, о чем говорит воспроизведенная здесь работа.Поль Синьяк, «Столовая» (1886-1887, Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер, фрагмент).


ное искусство середины XIX века и высшими достижениями которой стали романы Флобера и Золя и живопись Курбе и Милле. В отличие от натуралистов, для символистов действительность — это нечто большее, чем объективная данность, это некое видимое проявление чего-то загадочного, неизведанного, трансцедентного. Мореас пишет в своем манифесте, что поэзия символистов, чуждая обучению, декламации, объективному описанию, старается придать новый облик Идее и стать ее дополнением. Систематизированная в 1891 годуАльбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века. Все в том же 1886 году закладывается наконец фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной це-
 

Мой квартал

«Бульвар Клиши» (февраль-март 1887 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Еще одно изображение в городском контексте. Теперь это бульвар в нескольких шагах от дома Винсента, у подножия холма Монмартра. Для подобного рода работ художник обычно делал набросок на месте, указывая на листе те краски, которыми он будет пользоваться в окончательном варианте.


ликом из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента.
Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик.
Сначала Винсент в течение некоторого времени посещает мастерскую Фернана Кормона, весьма известного художника-традиционалиста, где заводит дружбу с Тулуз-Лотреком, Луи Анкетеном и Эмилем Бернаром. Однако решающим событием стала для голландца встреча с импрессионистской и постимпрессионистской живописью. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синья-ком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера.
Время, проведенное в Париже с февраля 1886-го по февраль 1888 года, оказалось для Винсента периодом технических иска-
 

За городом

Ресторан «Сирена» (лето 1887 года, Париж, Музей д'0рсэ). Это ресторан в Аньере, деревушке на берегах Сены, в нескольких километрах от Парижа, куда Винсент часто ездил на пленэр в теплое время года.


ний и сопоставлений с наиболее новаторскими тенденциями в современной живописи. За эти два года он создает двести тридцать полотен — больше, чем за какой-либо другой этап своей творческой биографии.Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда — безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых — первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Среди этих пейзажей — «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем, и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Подобно художникам-импрессионистам, Винсент в компании Бернара и Синьяка отправляется к берегам реки на пленэр. Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», — отметит он. В этот период изучение цвета приковывает все его внимание: теперь Ван Гог схватывает его в отдельности и уже не отводит ему чисто описательную роль, как во времена более узкого реализма. По примеру импрессионистов палитра значительно светлеет, готовя почву для того желто-синего взрыва, для тех буйных красок, которые стали характерными для последних лет его творчества.
В Париже Ван Гог больше всего общается с людьми: он встречается с другими художниками, беседует с ними, захаживает в те же места, что облюбовали его собратья. Одно из них — «Тамбурин»,
 

На берегу реки

«Мосты в Аньере» (лето 1887 года). Для этой картины выбран излюбленный сюжет импрессионистов — Сена в окрестностях Парижа. «Я увидел столько красок, сколько раньше никогда не доводилось», — пишет Винсент об Аньере, куда он отправлялся, как правило, в компании молодого живописца Эмиля Бернара. А о том, что город и «цивилизация» где-то поблизости, напоминает пыхтящий паровоз на заднем плане сокровище зарождающейся «эры машин». Его изображение часто встречается в произведениях импрессионистов, как, например, в различных вариантах «Вокзала Сен-Лазар» Моне. Пьер-Огюст Ренуар, «Сена в Аньере» (общий вид и фрагмент с железнодорожным мостом, около 1879 года, Лондон, Национальная ' галерея).

Отец импрессионистов

«Папаша Танги» (1887, Париж, Музей Родена). В магазинчик художественных принадлежностей «папаши» Танги часто захаживали многие художники, а некоторые из них — Моне, Ренуар, Сезанн, Гоген — даже поручали старику Танги продавать свои картины. При выборе заднего плана для портрета Ван Гог, вероятно, вдохновился стенами комнаты, оклеенной японскими гравюрами, среди которых была воспоризведенная внизу «Куртизанка» работы Кэйсай

Эйсэн (около 1830 года).


кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет, изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (см. стр. 28, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть, и для «Итальянки» (см. стр. 28, Париж, Музей д'0рсэ). Еще одно место встречи — это лавочка «папаши» Танги на улице Клозель, магазинчик красок и других художественных материалов, владелец которого был старым коммунаром и щедрым меценатом. И там и там, как и в других аналогичных заведениях того времени, иногда служивших выставочными помещениями, Винсент организует показ своих собственных работ, а также произведений ближайших друзей: Бернара, Тулуз-Лотрека и Анкетена. Вместе они формируют группу Малых бульваров — так Ван Гог называет себя и своих сотоварищей, чтобы подчеркнуть разницу с более знаменитыми и получившими признание мастерами Больших бульваров, по определению того же Ван Гога. За всем этим стоит мечта о создании сообщества художников по модели средневековых братств, где друзья живут и работают в полном единодушии. Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», — заявляет Винсент брату. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри, и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. В конце концов Париж становится ему отвратителен. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», — признается он в письме к брату.
Так он и поступает. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса.
 

Подруга и любовница

«Портрет итальянки» (Агостина Сегатори ?), (декабрь 1887 года, Париж, Музей д'0рсэ). «Женщина в кафе «Тамбурин» (февраль 1887 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). В Париже Винсент знакомится и заводит короткий роман с Агостиной Сегатори, бывшей моделью Дега и хозяйкой кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши. Ван Гог занимается оформлением помещения японскими гравюрами и встречается там со своими друзьями-художниками. Весной 1887 года именно в залах «Тамбурина» группа Малых бульваров — так окрестил себя и своих товарищей голландский живописец — может организовать небольшую выставку собственных произведений.  «Автопортрет за мольбертом» (январь 1888 года,  Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).


Взрыв света

«Природа здесь необычайно прекрасна», — пишет Винсент брату из Арля. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление, и он привязывется к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар.
Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. Винсент старается возместить эти деньги и — как он стал делать с 1884 года — посылает ему свои картины и снова забрасывает письмами. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года
 

Жаркое лето

«Жатва в Провансе» (лето 1888 года, Иерусалим, Музей Израиля).

«Персиковое дерево» (апрель-май 1888 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Солнце Прованса согревает сердце Винсента и расцвечивает его палитру, на которой никогда раньше не было таких сочных красок. Поначалу это возрождение проявляется в серии изысканных , картин — навеянных ' поэтической насыщенностью японских гравюр, — где изображены цветущие деревья, как бы символизирующие весну души, которая > раскрывается навстречу жизни подобно бутонам на теплом воздухе.


по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении.
Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме №3 по улице Кавалери. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Ван Гог надеется, что со временем он сможет разместить там сообщество художников по типу того, что сформировалось в Бретани, в Понт-Авене, вокруг Поля Гогена.
Пока помещение еще окончательно не готово, он ночует в соседнем кафе, а питается в привокзальном кафе, где становится другом хозяев, четы Жину. Войдя в его жизнь, друзья, которых Винсент заводит на новом месте, почти что автоматически оказываются и в его искусстве. Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен — старый анархист веселого
 

Теплые объятья Прованса

«Желтый домик» (сентябрь 1888 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). На картине изображен дом в Арле (разрушенный во время Второй мировой войны), в котором Ван Гог жил с мая 1888 года. Винсент пишет брату: «Сегодня я снял правый флигель дома, состоящий из четырех комнат, вернее, из двух комнат с двумя кладовками. Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, в нем много солнца; <...> наконец-то я увижу, как выглядят мои работы в светлом помещении».

Арльские дамы

«Колыбельная» (1888- 1889, Оттерло, Музей Кроллер- Мюллер); «Арлезианка» (ноябрь 1888 года, Нью-Йорк,Метрополитен-музей). В Арле Винсент подружился с местными жителями, особенно с семьей почтальона Рулена и супругами Жину, которые сдали ему Желтый домик и содержали привокзальное кафе. На этой странице воспроизведены портреты мадам Рулен и мадам Жину: одна представлена как образец материнства (на роль матери указывает веревка от колыбели у нее в руках и само название картины), другая как наиболее характерный тип арлезианки.


нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», — будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной».Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония, из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», — пишет Винсент. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Лан-глуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», — пишет Винсент в августе 1888 года Тео. То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски — в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», — приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. Работая на открытом воздухе, Винсент бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, и для ночных сеансов изобретает систему столь же гениальную, сколь опасную, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Таким образом написанные ночные виды — отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, см. стр. 54 и 58), — становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь.
Краски, наносимые плоскими мазками и мастихином для создания больших и однородных поверхностей, характеризуют — наряду с «высокой желтой нотой», которую, по утверждению художника, он нашел на юге, — такую картину, как «Спальня Ван Гога в Арле» (см. стр. 56).
А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. После начального периода восторженного и плодотворного существования отношения между двумя художниками, двумя противоположными натурами — беспокойным, несобранным Ван Гогом и уверенным, педантичным Гогеном — портятся вплоть до разрыва. Трагичным эпилогом, как расскажет Гоген, станет канун Рождества 1888 года, когда, после бурной ссоры, Винсент хватает бритву, чтобы напасть на друга. Тот, испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Ночью, впав в неистовство, Винсент отрезает себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке по имени Ра-шель, с которой знакомы они оба. Ван Гога обнаруживает на кровати в луже крови его друг Рулен, и художника отвозят в городскую больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней поправляется и может быть отпущен домой, однако новые присту-
 

Друг и подсолнухи

«Натюрморт с подсолнухами» (январь 1889 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога); справа: Поль Гоген «Портрет Ван Гога за работой над «Подсолнухами» (1888, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). В течение некоторого времени Гоген жил вместе с Ван Гогом в Желтом домике. Когда после очередной размолвки Гоген уедет, Винсент прореагирует на это самым неожиданным образом, отрезав себе мочку уха. Это первое буйное проявление душевного расстройства, которое в июле 1890 года приведет его к самоубийству.

После увечья

«Автопортрет с перевязанным ухом» (январь 1889 года).


пы неоднократно возвращают его в больницу. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев, и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Св. Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Про-ванс. В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь» (см. стр. 58), «Дорога с кипарисами и звездой» (см. стр. 38), «Оливы, синее небо и белое облако» — произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. На этих полотнах — где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и
 

Болезнь

«Оливы, синее небо и белое облако» (июнь 1889 года). Эта работа, как и картина на следующей странице, принадлежит к серии произведений, написанных в психиатрической клинике Св. Павла Мавзолийского (недалеко от Сен-Реми-де-Прованс), где Винсент находится на излечении с 8 мая 1889 года.

Окрестности лечебницы

«Поле с кипарисами» (июль 1889 года, Лондон, Национальная галерея). В клинике Ван Гогу предоставили весьма сносные условия; в его распоряжении было две комнаты, он мог заниматься живописью даже на пленэре (под наблюдением персонала) и общаться с другими пациентами.


оливковые деревья с искореженными ветвями — символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, — того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Ша-ванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях. В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. И все же, при помощи брата, который в апреле женился на Иоганне Бон-
 

Почти что фантастическое видение

«Дорога с кипарисами и звездой» (начало мая 1890 года, Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). То, что характеризует с точки зрения формы

многие полотна периода Сен-Реми, — это, как и в данном случае, волнообразное движение композиционных элементов: скопление разноцветных завихрений, подчеркнутых непрерывной линией, завитки и  спирали,  объединенные в единое целое, в некое  фантастическое ирреальное видение огромной символической  значимости с  зыбкими очертаниями гор, полей, деревьев,  небесных светил и  человеческих фигур.


гер, он принимает участие в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже, и там Моне хвалебно отзывается о его работах. В мае брат пишет Пей-рону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окреснос-тях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео не
 

Деревья около больницы

«Больничный сад в Сен-Реми» (1889, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).


давно подружился. И 1 б мая Винсент один отправляется в Париж. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком — своим племянником. Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. В Овере он энергично принимается за работу. Доктор Гаше, который становится его другом и приглашает к себе домой каждое воскресенье, ценит живопись Винсента и, будучи художником-любителем, приобщает его к технике офорта. В многочисленных картинах, написанных Ван Гогом в этот период, наблюдается невероятное усилие растерянного сознания, жаждущего каких-то правил после крайностей, заполнивших его полотна в тяжелый год, проведенный в Сен-Реми. Это желание вновь начать, упорядочение и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). Но в последние два месяца своей жизни художнику с трудом удается заглушать внутренний конфликт, который куда-то гонит и подавляет его. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере» (см. стр. 60), где изящество композиции диссонирует с буйством красок, или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем» (см. стр. 42), где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.
 

Врач-художник

«Портрет доктора Гаше с веточкой наперстянки» (июнь 1890 года, Париж, Музей д'0рсэ). По договоренности с братом и директором психиатрической клиники в Сен-Реми Винсент покидает ее и 20 мая 1890 года перебирается в Овер-на-Уазе, местечко близ Парижа, где живет доктор Гаше, который берется за его лечение и становится ему другом. Этот портрет врача и художника-любителя, приятеля Сезанна и почитателя искусств, появляется в результате частых встреч Гаше и Ван Гога в мае-июне этого года. «Ничего, абсолютно ничего не удерживает меня здесь, кроме присутствия Гаше, — пишет Винсент брату. — Чувствую, что мне довольно хорошо работается в его доме всегда, когда я там бываю, а он намерен приглашать меня на обед каждое воскресенье или понедельник». На портрете веточка наперстянки в руке Гаше указывает на его профессию и на увлечение гомеопатией.

Единственная проданная картина

«Красные виноградники в Арле» (ноябрь 1888 года, Москва, Музей им. А.С.Пушкина). Это единственная работа Ван Гога, проданная при его жизни.  «Стая ворон над хлебным полем» (июль 1890 года, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).


К тому времени Винсент уже полностью одержим дьяволом, который прорывается наружу все чаще и чаще. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке. К этим волнениям добавляется разочарование, что брат не сможет провести летние каникулы в Овере, как обещал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет.

ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ

 Едоки картофеля — это результат - большой подготовительной работы. В своих письмах Винсент рассказывает: «Я всецело увлечен написанием голов. Пишу я днем, а вечером рисую. <...> Работаю даже вечером, при свете лампы, в крестьянских домах до тех пор, пока уже с трудом различаю краски на палитре. И все это для того, чтобы как можно лучше разобраться в особенностях эффектов ночного освещения, к примеру, большое теневое пятно на стене». В этом — как принято считать, первом — шедевре Ван Гог направляет свои усилия на поиски экспрессии, используя темные, землистые цвета, характерные для первого периода его творчества. Что касается сюжета, здесь явно ощущается особое внимание — чуть ли не сентиментальная привязанность — к повседневной жизни бедняков:убогий деревянный дом, пятеро крестьян вокруг стола, скудный ужин, состоящий из вареной картошки и кофе. Все это освещено лампой — единственным источником света.
 

С семьей в Нюэнене

Ван Гог начинает длинную серию портретов крестьян в декабре 1884 года в Нюэнене, небольшом голландском местечке в Брабанте, куда была переведена его семья.

Сюжет с длительной подготовкой

 Два эскиза к «Едокам картофеля». Первый — это рисунок, вложенный в письмо к брату Тео (ныне в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме), а второй — литография, тоже 1885 года, на ту же тему.

В письмах — обо всем

Уже по поводу этих первых эскизов Ван Гог разъясняет в письмах проблемы, стратегию и смысл своей живописи.


АВТОПОРТРЕТ В ФЕТРОВОЙ ШЛЯПЕ

Живописные портреты живут  собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина». Так выражает Ван Гог свое мнение относительно широко распространенного в то время фотографического портрета: для него портрет, и особенно автопортрет, — это исследование человеческой души, попытка извлечь на поверхность то, что обычно спрятано в наиболее глубоких пластах сознания. Таким образом, автопортрет для Ван Гога является формой самовыражения, но отчасти такой выбор был продиктован высокой ценой платных моделей, необходимых для изучения фигуры. «Автопортрет в фетровой шляпе» относится к парижскому периоду и был написан зимой 1887-1888 годов. Быстрые и короткие мазки, расположенные по силовым линиям, как будто исходящим из самого лица, близки к технике дивизио-низма в своем стремлении создания единого целого путем сочетания отдельных составляющих чистого цвета.
 

Бесчисленные портреты

«Автопортрет в соломенной шляпе» (1887, Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), написанный за несколько месяцев до «Автопортрета в фетровой шляпе». Всего Ван Гогом создано около четырех десятков автопортретов.

Состояния души

Автопортреты с безжалостной четкостью отражают перемены в состоянии души Ван Гога. Именно автопортрет станет свидетельством безумия Винсента: его грустное лицо смотрит на нас с полотна, на котором он изображает себя после того, как отрезал себе часть уха.


МОСТ ЛАНГЛУА
Перебравшись из Парижа в Прованс, Ван Гог сразу же настраивает свою палитру на яркие, сочные и знойные тона юга. Да и его манера письма утрачивает характерные для импрессионизма и постимпрессионизма черты, которые уступают место более четкой и точной проработке фона, более обширному и очерченному цветовому пространству. Остается и никогда не покинет живопись Ван Гога вдохновение, почерпнутое из природы, привычка работать на пленэре. Поиски в области цвета и света следуют теперь новому образцу (вернее, обнаруженному давно, но только сейчас получившему первостепенное значение): японская живопись Хиросиге и Хоку-сай. К данному образцу восходят также многочисленные варианты «Моста Ланглуа». Это, пожалуй, счастливый момент в творчестве Винсента. Он пишет сестре: «Сегодня моя палитра богата красками: небесно-голубой, розовый, оранжевый, алый». Брату он признается в следующем: «Мне кажется почти невозможным вернуться работать в Париж, если там не будет своего укромного угла, чтобы уединиться, обрести спокойствие и веру в себя».
 

Японская атмосфера

«Это место, — пишет Ван Гог, — кажется мне таким же прекрасным, как Япония, из-за прозрачности воздуха и жизнерадостности красок».Андо Хиросиге, «Мост Охаши во время дождя» (1857 год).

Поиски цвета

В этот период Ван Гог просит Тео прислать ему акварельные краски: «Я попросил акварель потому, что мне хочется сделать перьевые рисунки, а затем раскрасить их красками наподобие японских гравюр».

Вариант с прачками

Еще один вид моста, написанный через месяц после того варианта, который находится в Оттерло В данном случае также существует перьевой рисунок , где на переднем плане изображена группа прачек за работой.


ПОДСОЛНУХИ
Название «Подсолнухи» охватывает большую серию полотен, которую можно определить как «вариации на тему желтого цвета». Для Ван Гога небесно-голубой и желтый (противопоставление дополнительных цветов, глубоко трогающее художника) — это и есть юг. «Небесный свод — восхитительного голубого цвета, солнечные лучи — бледно-желтые, это — мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Дельфтского. Мне не удается написать нечто столь же прекрасное», — пишет он Тео в первые месяцы своего пребывания в Арле. В другом письме он утверждает, что нашел в Провансе «высоко звучащую ноту желтого». И этот желтый, в бесконечных тональных вариантах, мы обнаруживаем в форме снопа, дома, подсолнуха. Именно подсолнухи как предмет изображения появляются в целом ряде картин, которые, как вспоминает сам художник, «очень нравились Гогену»: на портрете (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога) Гоген изображает Винсента в тот момент, когда он сосредоточенно пишет эти крупные желтые цветы (см. стр. 34).
 

Для студии

Ван Гог мечтает развесить подобные картины в большой студии, которую он намеревается оборудовать в Арле.

Быстрота исполнения

Винсент ставит подсолнухи в вазу и пишет их с присущей ему скоростью.

Подпись Ван Гога

Фрагмент картины с энергичными мазками и подпись художника.


НОЧНОЕ КАФЕ
Кафе Альказар до сих пор существует в Арле на площади Ламартин в доме 2. В его залах, за его столиками, вокруг его бильярда Винсент имел возможность сопоставить себя с его завсегдатаями: грубыми и неотесанными местными жителями, одновременно дружелюбными и недоверчивыми. Среди них госпожа Жину, почтальон Рулен — пожалуй, единственный настоящий друг, появившийся у него в Арле, — и его жена. Но, как он пишет Тео по поводу данной работы, кафе — «это место, где можно погибнуть, сойти с ума, совершить преступления <...>. Я попытался выразить темную силу подобного заведения». В картине превалирует чувство отчаяния и одиночества: на часах уже за полночь; кто-то из клиентов спит, разморенный последним бокалом вина; в глубине парочка еще пытается поддерживать разговор; в центре, словно позируя, — хозяин заведения; а на переднем плане, за одним из столиков вне нашего поля зрения расположился сам Ван Гог и изображает то, что видит перед собой.
 

Бессонные ночи

В одном из писем Ван Гог сообщает, что осуществил задуманное, проработав в кафе три ночи подряд и досыпая днем.

Цветные ночи

Ночные сцены завораживают Винсента своими цветовыми возможностями.«Терраса кафе ночью» (1888, Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер).


СПАЛЬНЯ ВАН ГОГА В АРЛЕ
У Ван Гога мало интерьеров без человеческих фигур. Эту работу следует считать своего рода упражнением, хотя и чрезвычайно высокого качественного уровня — настолько высокого, что сам художник причислял ее к своим лучшим произведениям. В картине поставлены определенные технические задачи, а также задачи выработки стиля после парижских экспериментов. Очевидно, он был удовлетворен результатами. «Мне кажется, что манера исполнения стала более лаконичной и мощной. Нет ни пуантилизма, ни штриховки, ничего, кроме плоских гармоничных цветов», — пишет он и утверждает, что работает «локальными чистыми цветами, не смешивая краски». А цвета у него, как всегда, дополнительные — зеленый и красный, фиолетовый и желтый, оранжевый и синий. Достижение состоит в том, что можно обойтись без школы и чьих-то теорий и идти новым, своим собственным путем, свободным и независимым. Независимым даже от правил классической перспективы, и поэтому Ван Гога не заботит правильность изображения в пространстве плоскостей стульев и стола.
 

Другие варианты

 «Спальня Ван Гога вАрле» (1889, Париж, Музей д'0рсэ);третий вариант той же картины, выполненный в тот же период, что и работа из Музея д'0рсэ. В настоящее время находится в Институте искусств в Чикаго.

Доминирующие цвета

Вариации доминирующих цветов в трех полотнах подтверждают, что Ван Гог использовав данный сюжет для упражнения. Чикагский вариант, построен в превалирующих зеленых и голубых тонах.

Чистая живопись

Представляется, что главная задача этих вариаций — освободиться от стилистических условностей  ЖИВОПИСНЫХ ШКОЛ.

Цель Ван Гога — чистая живопись, «живопись-сырец», как он сам однажды определяет свои картины.


ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ
Ван Гог пишет «Звездную ночь» летом 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Св. Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Жители Арля потребовали, чтобы «рыжий безумец» покинул их город, и он, не желая никому докучать, добровольно принял решение уединиться в лечебнице. Письма являются отражением ясности его ума, которая отчасти соответствует, а отчасти противоречит ореолу безумия, окружающему личность Ван Гога: «Я намереваюсь смириться со своим состоянием сумасшедшего, как Дега признал себя в качестве нотариуса». Винсент переживает тяжелые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдается живописи. С периодом пребывания в Сен-Реми связано новое изменение в его манере письма: светлые плоскостные цвета, характерные для Арля, уступают место более темным тонам, появляются завихрения, волнообразные линии, динамичные цветовые пучки, которые создают или усиливакэт движения и контуры его живописи ставшей менее статичной, чем раньше.
 

Ночь на реке

«Звездная ночь над Роной» (1888, Париж, Музей д'0рсэ); эскиз к «Звездной ночи», выполненный пером за несколько недель до работы над самой картиной. Находится в Кунстхалле в Бремене.

Очарование звезд

В 1888 году Ван Гог пишет: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать <...>. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на

небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?»


ЦЕРКОВЬ В ОВЕРЕ
За проведенные в Овере два месяца, предшествующие самоубийству, Ван Гог написал около восьмидесяти картин: по две или больше в день. Он перестает пить, снова с удовольствием работает на пленэре и пытается примирить свою живописную манеру — ставшую целиком и полностью экспрессионистской (это художественное направление особенно много почерпнет из его творчества) и подпитываемую сильным напряжением, — со стремлением ко все менее достижимому внутреннему равновесию. Резкие цвета, из-каженные линии оказываются по соседству с определенным, отчасти декоративным изяществом его композиций, с выбором таких простых и милых тем, как цветы, сады, тихие деревенские уголки. Ван Гог так описывает в письме к сестре воспроизведенную здесь работу: «Большая картина с изображением сельской церкви, причем здание кажется лиловатым на фоне глубокого синего неба цвета чистого кобальта; витражи смотрятся пятнами ультрамарина;
крыша лиловая, а местами оранжевая. На переднем плане немного цветов среди зелени и розовый песок, залитый солнцем».
 

Символы Ван Гога

От стиля предшествующего периода остаются и уже делаются символами живописи Ван Гога тенденция

накладывать краски волнообразными мазками и использование линии контура для очерчивания фигур и предметов.

Какова она сегодня

Наверху: фотогафия, сделанная с церкви в Овере-на-Уазе, который находится в нескольких километрах к северу от Парижа. Фотограф постарался запечатлеть церковь с той же точки зрения, что и Ван Гог при работе над своей картиной.

Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"