Религия. Книга Екклесиаста

КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, или ПРОПОВЕДНИКА


ГЛАВА 1

Еккл.1:1.  Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

Еккл.1:2.  Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!

Еккл.1:3.  Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

Еккл.1:4.  Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

Еккл.1:5.  Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

Еккл.1:6.  Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои.

Еккл.1:7.  Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

Еккл.1:8.  Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Еккл.1:9.  Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Еккл.1:10.  Бывает нечто, о чем говорят: <смотри, вот это новое>; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.

Еккл.1:11.  Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

Еккл.1:12.  Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме;

Еккл.1:13.  и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём.

Еккл.1:14.  Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!

Еккл.1:15.  Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

Еккл.1:16.  Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце моё видело много мудрости и знания.

Еккл.1:17.  И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;

Еккл.1:18.  потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

ГЛАВА 2

Еккл.2:1.  Сказал я в сердце моём: <дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром>; но и это - суета!

Еккл.2:2.  О смехе сказал я: <глупость!>, а о веселье: <что оно делает?>

Еккл.2:3.  Вздумал я в сердце моём услаждать вином тело моё и, между тем, как сердце моё руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.

Еккл.2:4.  Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,

Еккл.2:5.  устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;

Еккл.2:6.  сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;

Еккл.2:7.  приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;

Еккл.2:8.  собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завёл у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.

Еккл.2:9.  И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.

Еккл.2:10.  Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце моё радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.

Еккл.2:11.  И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая [их:] и вот, всё - суета и томление духа, и нет [от] [них] пользы под солнцем!

Еккл.2:12.  И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что [может] [сделать] человек после царя [сверх] [того,] что уже сделано?

Еккл.2:13.  И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:

Еккл.2:14.  у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

Еккл.2:15.  И сказал я в сердце моём: <и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?> И сказал я в сердце моём, что и это - суета;

Еккл.2:16.  потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни всё будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

Еккл.2:17.  И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа!

Еккл.2:18.  И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.

Еккл.2:19.  И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это - суета!

Еккл.2:20.  И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,

Еккл.2:21.  потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!

Еккл.2:22.  Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?

Еккл.2:23.  Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!

Еккл.2:24.  Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией;

Еккл.2:25.  потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?

Еккл.2:26.  Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа!

ГЛАВА 3

Еккл.3:1.  Всему своё время, и время всякой вещи под небом:

Еккл.3:2.  время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

Еккл.3:3.  время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

Еккл.3:4.  время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

Еккл.3:5.  время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

Еккл.3:6.  время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

Еккл.3:7.  время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

Еккл.3:8.  время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Еккл.3:9.  Что пользы работающему от того, над чем он трудится?

Еккл.3:10.  Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

Еккл.3:11.  Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Еккл.3:12.  Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

Еккл.3:13.  И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своём, то это - дар Божий.

Еккл.3:14.  Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.

Еккл.3:15.  Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовёт прошедшее.

Еккл.3:16.  Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

Еккл.3:17.  И сказал я в сердце своём: <праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там>.

Еккл.3:18.  Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

Еккл.3:19.  потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета!

Еккл.3:20.  Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах.

Еккл.3:21.  Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Еккл.3:22.  Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

ГЛАВА 4

Еккл.4:1.  И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет.

Еккл.4:2.  И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

Еккл.4:3.  а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.

Еккл.4:4.  Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!

Еккл.4:5.  Глупый [сидит,] сложив свои руки, и съедает плоть свою.

Еккл.4:6.  Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

Еккл.4:7.  И обратился я и увидел ещё суету под солнцем;

Еккл.4:8.  [человек] одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. <Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?> И это - суета и недоброе дело!

Еккл.4:9.  Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:

Еккл.4:10.  ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его.

Еккл.4:11.  Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?

Еккл.4:12.  И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Еккл.4:13.  Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;

Еккл.4:14.  ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным.

Еккл.4:15.  Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.

Еккл.4:16.  Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это - суета и томление духа!

Еккл.4:17.  Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

ГЛАВА 5

Еккл.5:1.  Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.

Еккл.5:2.  Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.

Еккл.5:3.  Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.

Еккл.5:4.  Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

Еккл.5:5.  Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом <Божиим>: <это - ошибка!> Для чего тебе [делать,] чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих?

Еккл.5:6.  Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога.

Еккл.5:7.  Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший;

Еккл.5:8.  превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.

Еккл.5:9.  Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!

Еккл.5:10.  Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?

Еккл.5:11.  Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть.

Еккл.5:12.  Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.

Еккл.5:13.  И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.

Еккл.5:14.  Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришёл, и ничего не возьмёт от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.

Еккл.5:15.  И это тяжкий недуг: каким пришёл он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?

Еккл.5:16.  А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.

Еккл.5:17.  Вот ещё, что я нашёл доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.

Еккл.5:18.  И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.

Еккл.5:19.  Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.

ГЛАВА 6

Еккл.6:1.  Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:

Еккл.6:2.  Бог даёт человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чём, чего не пожелал бы он; но не даёт ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг!

Еккл.6:3.  Если бы какой человек родил сто [детей,] и прожил многие годы, и ещё умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,

Еккл.6:4.  потому что он напрасно пришёл и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.

Еккл.6:5.  Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.

Еккл.6:6.  А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не всё ли пойдёт в одно место?

Еккл.6:7.  Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.

Еккл.6:8.  Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими?

Еккл.6:9.  Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и томление духа!

Еккл.6:10.  Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.

Еккл.6:11.  Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?

Еккл.6:12.  Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

ГЛАВА 7

Еккл.7:1.  Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения.

Еккл.7:2.  Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу.

Еккл.7:3.  Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Еккл.7:4.  Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.

Еккл.7:5.  Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

Еккл.7:6.  потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!

Еккл.7:7.  Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Еккл.7:8.  Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Еккл.7:9.  Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Еккл.7:10.  Не говори: <отчего это прежние дни были лучше нынешних?>, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Еккл.7:11.  Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:

Еккл.7:12.  потому что под сенью её [то] [же,] [что] под сенью серебра; но превосходство знания в [том,] [что] мудрость даёт жизнь владеющему ею.

Еккл.7:13.  Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

Еккл.7:14.  Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

Еккл.7:15.  Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём.

Еккл.7:16.  Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

Еккл.7:17.  Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?

Еккл.7:18.  Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

Еккл.7:19.  Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Еккл.7:20.  Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Еккл.7:21.  поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

Еккл.7:22.  ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Еккл.7:23.  Всё это испытал я мудростью; я сказал: <буду я мудрым>; но мудрость далека от меня.

Еккл.7:24.  Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его?

Еккл.7:25.  Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, -

Еккл.7:26.  и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце её - силки, руки её - оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею.

Еккл.7:27.  Вот это нашёл я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

Еккл.7:28.  Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? - Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл.

Еккл.7:29.  Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

ГЛАВА 8

Еккл.8:1.  Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.

Еккл.8:2.  [Я] [говорю:] слово царское храни, и [это] ради клятвы пред Богом.

Еккл.8:3.  Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, всё может сделать.

Еккл.8:4.  Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: <что ты делаешь?>

Еккл.8:5.  Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;

Еккл.8:6.  потому что для всякой вещи есть своё время и устав; а человеку великое зло оттого,

Еккл.8:7.  что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?

Еккл.8:8.  Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасёт нечестие нечестивого.

Еккл.8:9.  Всё это я видел, и обращал сердце моё на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.

Еккл.8:10.  Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это - суета!

Еккл.8:11.  Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Еккл.8:12.  Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нём, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;

Еккл.8:13.  а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.

Еккл.8:14.  Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета!

Еккл.8:15.  И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.

Еккл.8:16.  Когда я обратил сердце моё на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых [человек] ни днём, ни ночью не знает сна, -

Еккл.8:17.  тогда я увидел все дела Божии и [нашёл,] что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть [этого.]

ГЛАВА 9

Еккл.9:1.  На всё это я обратил сердце моё для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всём том, что перед ним.

Еккл.9:2.  Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и <злому>, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

Еккл.9:3.  Это-то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они [отходят] к умершим.

Еккл.9:4.  Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву.

Еккл.9:5.  Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

Еккл.9:6.  и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем.

Еккл.9:7.  [Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим.

Еккл.9:8.  Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

Еккл.9:9.  Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

Еккл.9:10.  Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

Еккл.9:11.  И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.

Еккл.9:12.  Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Еккл.9:13.  Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:

Еккл.9:14.  город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;

Еккл.9:15.  но в нём нашёлся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.

Еккл.9:16.  И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.

Еккл.9:17.  Слова мудрых, [высказанные] спокойно, выслушиваются [лучше,] нежели крик властелина между глупыми.

Еккл.9:18.  Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

ГЛАВА 10

Еккл.10:1.  Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.

Еккл.10:2.  Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую.

Еккл.10:3.  По какой бы дороге ни шел глупый, у него [всегда] недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.

Еккл.10:4.  Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.

Еккл.10:5.  Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина;

Еккл.10:6.  невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.

Еккл.10:7.  Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.

Еккл.10:8.  Кто копает яму, тот упадёт в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

Еккл.10:9.  Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.

Еккл.10:10.  Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

Еккл.10:11.  Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.

Еккл.10:12.  Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же:

Еккл.10:13.  начало слов из уст его - глупость, [а] конец речи из уст его - безумие.

Еккл.10:14.  Глупый наговорит много, [хотя] человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?

Еккл.10:15.  Труд глупого утомляет его, потому что не знает [даже] дороги в город.

Еккл.10:16.  Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!

Еккл.10:17.  Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

Еккл.10:18.  От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.

Еккл.10:19.  Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за всё отвечает серебро.

Еккл.10:20.  Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово [твоё,] и крылатая - пересказать речь [твою.]

ГЛАВА 11

Еккл.11:1.  Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его.

Еккл.11:2.  Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

Еккл.11:3.  Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт.

Еккл.11:4.  Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

Еккл.11:5.  Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё.

Еккл.11:6.  Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

Еккл.11:7.  Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.

Еккл.11:8.  Если человек проживёт [и] много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: всё, что будет, - суета!

Еккл.11:9.  Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд.

Еккл.11:10.  И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.

ГЛАВА 12

Еккл.12:1.  И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: <нет мне удовольствия в них!>

Еккл.12:2.  доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

Еккл.12:3.  В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

Еккл.12:4.  и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать [человек] по крику петуха и замолкнут дщери пения;

Еккл.12:5.  и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -

Еккл.12:6.  доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

Еккл.12:7.  И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.

Еккл.12:8.  Суета сует, сказал Екклесиаст, всё - суета!

Еккл.12:9.  Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё народ знанию. Он [всё] испытывал, исследовал, [и] составил много притчей.

Еккл.12:10.  Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны [им] верно.

Еккл.12:11.  Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря.

Еккл.12:12.  А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела.

Еккл.12:13.  Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

Еккл.12:14.  ибо всякое дело Бог приведет на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо.
Проект SAMBA.ORG.UA © 2017, создан на CMS "Fern"